В диагностики готовности ребенка к обучению существуют разные подходы. Зачастую родители пытаются сами найти ответ. Книжные магазины предлагают в свободном доступе десятки красочных изданий, которые привлекают внимание и обещают ответить на тревожащий вопрос.
Многие родители, воспитатели и педагоги оценивают готовность к школе по наличию определенных знаний, умений и навыков. Речь идет в основном только об интеллектуальной готовности к обучению. С точки зрения психолога Нины Гуткиной, которая много лет занимается этой проблемой, психологическая готовность проявляется в определенном развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы.
К концу дошкольного возраста у детей появляется учебная мотивация. Это выражается в том, что ребенок 6-7 лет хочет удовлетворить потребность в знаниях, а также занять новое место в социуме, сделать первый шаг на пути к взрослой жизни. Формируется новообразование — «внутренняя позиция школьника». Для ребенка становится важным оценивание значимыми взрослыми: «Я правильно сделал?», «Какую оценку мне поставите?». И таким взрослым становится первый учитель, авторитет которого особенно в первом классе, становится выше авторитета родителей. Не стоит обижаться, если на ваши замечания и попытки помочь, вы услышите: «Ты неправильно говоришь, нам учительница по-другому объясняла». Проявите терпение и такт, ведь поддержка, эмоциональная чуткость просто необходимы новоиспеченному первокласснику.
Речь дошкольника также свидетельствует об уровне его интеллектуального развития
Для успешного обучения в школе необходим достаточный уровень развития произвольной сферы. Очень важно умение контролировать поведение. Теперь придется делать не только то, что хочется в данный момент, но и выполнять не очень привлекательные задания. Также ребенок должен быть готов к соблюдению определенных требований: нельзя разговаривать во время урока, ходить по классу, выкрикивать с места и много других «нельзя». Произвольная регуляция действий, в частности работа по образцу и по правилу, одновременно характеризует развитие интеллектуальной сферы.
Ребенок должен обладать хорошей обучаемостью, которая включает два этапа интеллектуальных операций: усвоение нового правила работы, например, для решения задачи, и перенос усвоенного правила на аналогичные задания.
Речь дошкольника также свидетельствует об уровне его интеллектуального развития. Одна из причин плохо развитой речи — слабый фонематический слух. Ребенок не различает фонем, что приводит к неправильному произнесению и, как следствие, к неправильному написанию слов. Для будущих первоклассников принципиально важно умение выделять на слух различные звуки в словах, поскольку современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова.
Для диагностики психологической готовности можно обратиться к психологу, например, в детском саду или в школе. Но, если нет такой возможности, родители могут самостоятельно понять, насколько ребенок готов к обучению в первом классе.
О мотивационной готовности косвенно можно судить по следующим проявлениям:
- Ребенок хочет идти в школу и с удовольствием обсуждает эту тему с родителями.
- Проявляет любознательность, интересуется вещами, которые ему непонятны.
- Любит, когда ему читают книги и с удовольствием их слушает.
- Длительное время может самостоятельно заниматься конструктором, лепкой, рисованием, игрой.
- Не боится сделать ошибку при освоении чего-то нового, одновременно проявляя настойчивость и упорство при овладении этим навыком.
- Стремится заслужить похвалу значимого взрослого, выполняя какое-то задание.
Об интеллектуальной готовности говорят умения:
- Воспроизводить образцы. Очень важно, чтобы ребенок мог скопировать постройку из конструктора, образец из мозаики, срисовать картинку или раскрасить по образцу, воспроизвести ритм, скопировать движение. На этом умении строится большая часть работ в первом классе.
- Играть в сюжетно-ролевые игры и в игры с правилами. Ребенок должен подчинять поведение правилам игры, уметь принимать на себя ту или иную роль. В будущем это поможет легко войти в роль ученика, который подчиняется определенным правилам поведения на уроке, перемене, в столовой.
- Аккуратно раскрашивать картинки цветными карандашами, не выходя за контур.
- Отгадывать загадки.
- Классифицировать предметы по существенным признакам: что относится к предметам одежды, к посуде, мебели, транспорту и так далее.
- Слушать книги и отвечать на вопросы о прочитанном.
- Рассказать о том, что прочитал в книге, увидел в мультфильме или что случилось на прогулке.
- Составлять рассказ по картинке и по серии последовательных сюжетных картинок.
- Задавать вопросы и отвечать на вопросы.
- Выделять звуки в словах.
Если ребенок умеет все это делать, то вы можете быть уверены, что он психологически готов к школе и сможет справиться с программой обучения в первом классе.
Об авторе
Любовь Елизарова — педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра.