Поскольку мужчины склонны выбирать партнерш, основываясь, прежде всего, на их физической привлекательности, то именно внешняя красота является основной сферой конкуренции женщин между собой, отмечают социальные психологи из Университета Ниписсинг и Университета Оттавы (Канада), статья которых
Женщины постоянно, осознанно и неосознанно, сравнивают себя с другими представительницами своего пола. Если сравнение выходит не в их пользу, в дело вступает «адаптивный психологический механизм» — зависть, заставляющая «убрать» потенциальную конкурентку с дороги, распуская о ней злые сплетни и тем самым снижая ее ценность в глазах мужчин.
Очерняя репутацию красавицы, женщины проявляют «завуалированную агрессию в рамках внутриполовой конкуренции», — к такому выводу пришли исследователи
Они провели эксперимент с участием 182 женщин в возрасте от 18 до 39 лет. Участницам сказали, что это маркетинговое исследование эффективности журнальной рекламы, в ходе которого нужно будет взглянуть на пять рекламных плакатов и ответить на вопросы о них.
При этом женщин случайным образом разделили на две группы. Одной группе демонстрировали рекламу с моделью, которая была обнажена или одета только в нижнее белье или бикини. А другой, контрольной группе, показывали рекламу различных продуктов — машин, пива, одежды… Каждый рекламный плакат демонстрировался в течение 30 секунд.
Всем участницам нужно было по пятибалльной шкале оценить, насколько они согласны с различными утверждениями по поводу каждого из рекламных плакатов.
У женщин из контрольной группы были такие утверждения как «Мне нравится композиция на этом фото» или «Эта реклама эффективно промоутирует продукт»
А у женщин из первой группы к этим утверждениям прибавлялись такие: «Мне бы хотелось, чтобы мое тело выглядело так же, как тело этой женщины», «Эта женщина худее или красивее меня», «Я бы не пошла примерять бикини в одну примерочную с этой женщиной».
Кроме того, участницам этой группы нужно было по семибалльной шкале оценить, в какой степени они испытывают досаду, обиду, враждебность, унижение, страстное стремление обладать чем-то, что есть у другого человека, ощущение собственной неудачливости и заурядности после просмотра рекламы. Это позволило исследователям вычислить «показатель зависти» для каждой участницы.
Затем все участницы эксперимента прочитали сценарий о красивой женщине по имени Вероника, который включал в себя как позитивную информацию о ней (например, говорит на четырех языках, имеет очень высокий IQ), так и негативную (изменяла предыдущему партнеру). Женщинам нужно было оценить свое желание поделиться с миром сведениями о Веронике.
В итоге выяснилось, что чем сильнее женщины склонны сравнивать свою внешность с чужой, тем большую зависть они испытывают. И тем выше вероятность, что они будут распространять негативные слухи о привлекательной конкурентке. Эти результаты были подтверждены в ходе еще двух исследований с участием молодых девушек.