Доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, соучредитель и первый президент Российского Общества человекоцентрированного подхода.
Георгий Гурджиев, учитель танцев

Я отчетливо помню ошеломление, которое испытал, впервые прочитав книги Георгия Гурджиева. По силе влияния, по концентрации в них психологической правды они не сопоставимы ни с какими другими психологическими текстами. Учение Гурджиева представляет собой переработку восточного эзотерического знания о психике человека. Не понятое и недооцененное психологией своего времени, оно и сейчас не вписывается в научный мейнстрим. Но для меня это та психология, которая уже 100 лет стремится быть выраженной Карлом Юнгом, Карлом Роджерсом, Антонио Менегетти.

Среда, в которой вырос Гурджиев, представляла собой причудливую смесь культур и религий. Не получив систематического образования, он с юности искал ответы на «вечные вопросы». Эти поиски приводили его в тайные суфийские братства Гиндукуша и буддийские монастыри Тибета; маршрут его странствий проходил через Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Индию, Палестину, Эфиопию, Египет, Турцию. Искатель истины вернулся на родину Учителем.

Психология рассматривается Гурджиевым в контексте космогонии; человек («миниатюрная вселенная») выступает в качестве звена космических процессов, причем звена во многом несовершенного. Обычные люди составляют лишь часть человечества, его внешний, «экзотерический» круг. По мере обретения внутреннего единства человек может перейти сначала в «мезотерический», а затем и в «эзотерический» круг человечества.

Гурджиев не создал единой психологической доктрины (заслуга систематизации его идей и представлений принадлежит П. Успенскому). Возможно, избегая концептуальной ясности, Гурджиев пытался увести человека от механически поверхностного усвоения своих идей, с тем чтобы добиться глубокого их постижения. Меняя всю систему ценностей и ориентиров человека, это постижение должно вести к обновлению жизни, которое и было главным смыслом усилий Гурджиева.

Его даты

  • 13 января 1872(?): родился на юге России, в Александрополе (ныне Гюмри), в семье грека и армянки.
  • 1891: начало странствий.
  • 1910-1914: вернулся в Россию, в Петербурге ставит балет «Битва магов».
  • 1915: встреча с писателем и философом Петром Успенским.
  • 1917: уехал на Кавказ.
  • 1918-1920: переезд в Тифлис, создание Института гармонического развития человека; переезд в Константинополь.
  • 1921-1922: эмиграция в Германию, поездка в Лондон.
  • 1922: открытие Института гармонического развития человека в замке Приере под Парижем (существовал до начала 30-х годов).
  • 1923: показ гурджиевских танцев (ритмических движений под сочиненную им музыку) в театрах Парижа.
  • 1923-1924: поездка в США, демонстрации гурджиевских танцев в театрах Нью-Йорка и других городов; разрыв с Петром Успенским.
  • 1933: публикация брошюры «Вестник грядущего добра», а потом и других книг.
  • 29 октября 1949: умер в Нейисюр-Сен под Парижем.

Ключи к пониманию

Достичь пробуждения

В учении Гурджиева человек предстает как существо, которым владеют внешние и внутренние деструктивные силы. Обычный человек пребывает в плену психической диссоциации: он лишен подлинного «Я» и в то же время отгорожен от реальности плодами своего воображения и своими привычными реакциями на внешние воздействия. Его обычное бодрствование – вариант сновидного состояния, в котором невозможно ни мыслить, ни действовать по-настоящему. Гурджиев умел задеть собеседника за живое, нащупать главный нерв его интересов, страхов и желаний. Он стремился создать в разговоре ситуацию напряжения, чтобы нарушение ожиданий и встреча с непривычным пробудили совесть и сознание – два важнейших элемента подлинно человеческой природы.

«НАШ ИСХОДНЫЙ ПУНКТ – ЭТО ТОТ ФАКТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ СЕБЯ, ЧТО ОН НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ОН НЕ ТО, ЧЕМ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН БЫТЬ».

Ученику нужен учитель

Ученик – тот, кто пережил опыт «пробуждения», но не способен самостоятельно двигаться дальше. Задача учителя – обеспечить ученику условия получения опыта конфронтации между сущностью (его подлинным «Я») и личностью (совокупностью его «псевдо-Я»). «Личность – случайная вещь, – считал Гурджиев. – Это как одежда, которую вы носите; результат вашего воспитания, влияний вашего окружения…» Учитель – тот, кто подчинил свою личность своей сущности, имеет подлинное «Я» и собственную волю. Учитель – необходимое условие внутреннего развития ученика. Оно предполагает преодоление таких черт обычного состояния, как ложь, диалектическое мышление, избыточное говорение, воображение, неспособность любить и, наконец, отрицательные эмоции. В работе с учениками Гурджиев использовал, в частности, эннеаграмму

Новый путь саморазвития

В оппозиции трем традиционным путям саморазвития (развитие двигательно-инстинктивного центра, или путь факира; развитие чувственно-эмоционального центра, или путь монаха; развитие рассудочно-ментального центра, или путь йогина) Гурджиев предлагает четвертый путь, при котором опыт внутренней реализации достигается не за счет преимущественного развития одного из трех психических центров человека, как в рамках традиционных учений, а благодаря постоянной работе самонаблюдения и самозапоминания своих состояний. Цель ее состоит в восприятии самого себя как арены противостояния личности и сущности. Составная часть метода – танцы и движения, которые помогают войти в состояние осознанности и присутствия. Танцы способствуют гармонии между внутренними центрами человека, поддерживают расслабленность и бдительность одновременно. Изучение танцев – это путешествие к сущности, центру своего существа.

Об этом

  • Георгий Гурджиев «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть» и «Рассказы Вельзевула своему внуку», Фаир-Пресс, 2007.
  • Петр Успенский «В поисках чудесного», Издательство Чернышева, 1992.
  • Владимир Кучеренко «Г.И. Гурджиев. Эзотерическая философия», МарТ, 2006.