Ницше как философ интересен тем, что буквально учит жить. В каких еще философских книгах встретишь такие практические советы, как в «Заратустре» и «Ecce homo»? Вплоть до того, какую диету выбрать и какой климат предпочесть. Однако советы у Ницше направлены отнюдь не на то, чтобы дать человеку возможность жить спокойно и комфортно. «Тайна пожинать величайшие плоды и величайшее наслаждение от существования зовется: опасно жить! Стройте свои города у Везувия! Посылайте свои корабли в неизведанные моря! Живите, воюя с равными вам и с самими собой!»
Для Ницше жизнь – это не то, в чем нужно удобно устроиться, а декорации человеческого становления и познания и вместе с тем – объект страстной любовной игры и борьбы. «Жизнь не разочаровала меня! Напротив, из года в год нахожу я ее более истинной, более желанной, более таинственной – с того самого дня, когда меня осенила великая освободительница: мысль о том, что жизни суждено быть экспериментом познающего, а не долгом и не напастью». Хотя жизнь была не слишком щедра к тому, кто так ее воспевал. Ницше был совершенно одинок, жил вдали от родных и друзей, много и тяжело болел, издавал книги за свой счет, но они не находили поначалу никакого отклика. А когда признание наконец пришло, Ницше уже не мог даже осмыслить его – последние десять лет он прожил, будучи невменяемым. Его недолгий путь и впрямь был «экспериментом познающего», причем экспериментом с трагическим исходом. И тем не менее этим экспериментом Ницше проторил для человечества множество новых путей. Его интуиция часто предвосхищала современные постулаты психологии. Например, представление о том, что наше «Я» вовсе не является чем-то цельным и монолитным, а служит скорее ареной борьбы противоречивых импульсов, многие из которых даже не осознаются нами. Его имя связано с теми вызовами, которые Ницше бросил человечеству, – с идеей сверхчеловека, смерти Бога и «переоценки всех ценностей». Сверхчеловек – это не супермен из комиксов и не представитель какой-то высшей касты или расы людей («границы между расами, нациями и классами абсурдны: существует лишь иерархия личностей, но зато это – иерархическая лестница неимоверной длины»). Сверхчеловек – это тот, кто, пережив в себе смерть Бога, не впал в нигилизм, но смог стать свободным творцом новых, жизнеутверждающих ценностей. А утверждать жизнь – это, по Ницше, жить опасно, в постоянном становлении. «Человек – это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно переходить, опасно быть в пути, опасно оглядываться, опасны страх и остановка. Великое в человеке то, что он мост, а не цель».
ИГОРЬ ЭБАНОИДЗЕ – литературовед, эссеист, переводчик и издатель произведений Фридриха Ницше.
Его взгляд на мир
Верить инстинктам, не верить системам: «Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности». Самая жестокая расплата ждет того, кто облегчает себе жизнь, избегая своего главного дела.
«И все, что может идти, должно еще раз пройти. Не должны ли мы вечно возвращаться?» Тогда нам следует жить так, чтобы хотелось вечно возвращаться в эту жизнь, несмотря на все ее тяготы.
От чего мы страдаем?
«Всякое искусство, всякую философию можно рассматривать как целебное и вспомогательное средство возрастающей или же нисходящей жизни: они всегда предполагают страдание и страждущих. Но есть два типа страждущих: во-первых, страждущие от избытка жизни, которые хотят дионисического искусства, а также трагического понимания и трагической панорамы жизни, – и, вовторых, страждущие от оскудения жизни, которые от искусства и философии желают покоя, тишины, гладкого моря, или же опьянения, конвульсий, оглушения. <…>
Преизбыточествующий жизнью – дионисический бог и человек – может позволить себе не только созерцание страшного и проблематичного, но даже и страшное деяние и любую роскошь разрушения, разложения, отрицания, – у него злое, бессмысленное и безобразное предстает как бы дозволенным, так же, как предстает оно дозволенным в природе, вследствие избытка порождающих, восстанавливающих сил, которые способны из всякой пустыни создать цветущий плодоносный край. Напротив, самому страждущему, самому бедному жизнью больше всего нужна кротость, миролюбие и доброта, – то, что мы сегодня называем гуманностью, – как в мыслях, так и в поступках, а по возможности – и Бог, который был бы исключительно Богом для больных, спасителем <...> – словом, нужна некоторая теплая, оберегающая от страха теснота и заключенность в оптимистических горизонтах, способствующая отупению.
Ф. Ницше «Ницше contra Вагнер». Полное собрание сочинений (Культурная революция, 2009).
Его даты
- 15 октября 1844 Родился в семье сельского пастора в Саксонии.
- 1869 Без защиты диссертации стал профессором классической филологии в университете Базеля.
- 1869–1876 Годы тесного общения с композитором Рихардом Вагнером.
- 1879–1889 Отказывается от профессуры из-за болезней, в одиночестве скитается по пансионам Швейцарии, Франции и Италии, где пишет основные свои произведения.
- 1882 Близкая дружба с Лу фон Саломе. После драматичного расставания с ней пишет первую часть книги «Так говорил Заратустра».
- 1889 Знакомые получают от него записки, подписанные «Дионис» и «Распятый». Друг отвозит его в психиатрическую клинику; позднее мать забирает его к себе домой.
- 25 августа 1900 Умер в Веймаре.