Когда ребенок не умеет играть с другими детьми, постоянно капризничает, все делает невпопад, когда у него есть трудности с координацией движений, родители поступают по-разному: ругают ребенка, ведут к врачу или просто оставляют все как есть в надежде, что когда-нибудь его поведение изменится.
Если взрослые мало говорят с младенцем, не поддерживают его попытки играть, у ребенка возникают трудности. Постепенно он перестает реагировать на обращенные к нему слова и действия, замыкается. «Я подзываю его, а он не идет. Я кричу, а он просто меня не замечает», — с горечью рассказывает усталая мама.
Почему ее маленький сын ведет себя именно так?
Возможно, мальчик просто не слышит мамины слова из-за проблем со слухом. Или слышит, но плохо понимает речь. Или хочет подойти, но не может мысленно выстроить траекторию движения и потому не решается преодолеть пространство, которое отделяет его от мамы.
Поведение, которое не устраивает взрослых, часто служит сигналом: в жизни ребенка что-то идет не так. Дети страдают, когда родители ждут от них того, чего они в силу своих индивидуальных особенностей просто не могут сделать. Метод флортайм нацелен как раз на это: найти причины трудностей, выяснить, какой сбой произошел в развитии.
Чего не хватает детям
Многие дети сегодня не так любопытны, как родители в их возрасте, начинают позже сидеть и ходить, им труднее общаться. Причина в том, что современные дети много времени проводят в «упаковке» — переносках, манежах, стульчиках для кормления, автомобильных детских креслах.
Такие приспособления делают более удобной жизнь родителей и ограждают ребенка от опасностей. Но одновременно сужают его возможности исследовать мир и самого себя. Ребенка пристегивают, и его движения ограничены, он уже не может повернуться, тем более перевернуться.
Плохо то, что при этом не развивается вестибулярный аппарат — часть головного мозга, с помощью которой мы определяем свое положение в пространстве.
Дети «в упаковке» подолгу остаются в одном положении
В результате они плохо умеют менять позу, неуверенно чувствуют себя на открытом пространстве, им трудно различать правое и левое. «Упаковка» ограничивает поле зрения ребенка, поэтому многим детям сложно соотносить зрительное восприятие формы, цвета, объема предмета с тактильными ощущениями.
А самые простые действия — взять чашку, подкинуть и поймать мячик — вызывают затруднение. И число таких затруднений увеличивается, поскольку жизнь родителей становится все более напряженной и они все охотней пользуются разными приспособлениями.
Автор идеи
Детский психоаналитик Стэнли Гринспен заметил: когда взрослые не заставляют ребенка делать то, что сами считают нужным, а стараются понять, что его увлекает, и присоединяются к его занятиям, то ребенок вовлекается во взаимодействие с ними. Возникает возможность шаг за шагом развивать его эмоции, интеллект, моторику тела.
Задача взрослого — установить доверительные отношения с ребенком и быть внимательным к его индивидуальности: что ему нравится, что он уже может сделать, а что пока нет. Не просто тренировать отдельные навыки, а сделать так, чтобы ребенку хотелось общаться, чтобы ему было интересно и этот интерес побуждал бы его к социальному, эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Свой подход Стэнли Гринспен назвал DIR (Developmental Individual-difference Relationship-based model, то есть Модель развития, основанная на отношениях, с учетом индивидуальных различий), а флортайм (Floortime, буквально — «время на полу») стал практической частью этого подхода.
В 1980-е годы Стэнли Гринспен попробовал флортайм в работе с детьми с аутизмом, которым трудно или невозможно общаться с другими людьми. И увидел, что метод способствует развитию любого ребенка, если родители продолжают начатую психологом работу и помогают своему сыну или дочери развивать любопытство1.
Для кого это подходит?
Флортайм — метод семейной психотерапии. Но присутствие на каждом сеансе всех членов семьи не обязательно. На встречу с психологом приходит тот, кто больше времени проводит с ребенком. На сеанс желательно пригласить братьев (сестер), если у ребенка есть трудности в общении с ними.
Терапию можно начинать с самыми маленькими детьми (до года), проводить с подростками и со взрослыми (в этом случае место игры занимает специально построенная беседа). Встречи происходят 1-3 раза в неделю по 50 минут.
Терапия длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность зависит от того, как быстро родители приобретут навыки эффективного общения с детьми.
Как это происходит?
Для флортайма нужна спокойная обстановка. На полу разложены игрушки. Ребенку дают возможность выбрать что-то из них и начать играть, а психолог наблюдает за ним. Затем присоединяется к игре и снова присматривается к реакциям ребенка.
Например, если накрыть игрушку рукой, то ребенок старается убрать руку взрослого, чтобы снова увидеть игрушку. К 8 месяцам дети уже знают, что, даже пропав из видимости, предметы не исчезают насовсем.
Поэтому, если ребенок более старшего возраста, потеряв игрушку из виду, отворачивается или плачет, возможно, в его развитии произошел сбой, из-за которого у ребенка не сложилось представление о постоянстве реальности.
Тогда психолог придумывает игры, которые помогут ребенку убедиться, что игрушки не пропадают
Стэнли Гринспен и его сотрудники создали подробные таблицы для каждой стадии развития ребенка с перечислением соответствующих ей навыков. Если ребенку не хватает каких-то умений, психолог определяет, какой стадии развития они соответствуют, и в игре как бы возвращается с ребенком на эту стадию и помогает ему пройти ее заново, восполнив существующие пробелы.
В других сессиях психолог может усложнять игровые сюжеты, добавляя новые ситуации, описания, задачи, побуждая ребенка решать их, проявлять находчивость. Он приглашает родителей спуститься на уровень детей — в буквальном смысле: опуститься на пол, чтобы играть.
Удовольствие, которое получит ребенок от игры и своих новых умений, станет стимулом для его развития.
Цели терапии
Родители иногда честно признаются: «Я не умею играть. Это скучно!» Кому-то детские игры кажутся бессмысленным занятием, а кто-то боится, например, того, что ребенок вдруг расплачется или разозлится. Это мешает им свободно играть с ребенком, а тот, в свою очередь, стесняется и замыкается. Общение не получается, и оба расстраиваются.
Психолог в этом случае может стать посредником между родителями и детьми. Иногда, чтобы помочь ребенку, психолог работает в сотрудничестве с неврологом, логопедом и массажистом.
Центральная часть метода — процесс увеличения «циклов общения». Их также называют коммуникативными циклами или кругами общения. Любой диалог похож на пинг-понг: мы словно по очереди отбиваем шарик, стараясь не дать ему упасть: я что-то говорю, ты отвечаешь, я отвечаю на твой ответ. Обычно мы так и общаемся, не замечая, как это делаем.
И все же это — навык, которому мы учимся с рождения
Мать улыбается младенцу, он улыбается в ответ, видя это, она смеется от радости, а он, слыша ее смех, оживляется, машет ручками. Это и есть цикл общения. Или годовалый ребенок бросает игрушку, мать поднимает и отдает ему, а он снова бросает. Ребенку интересно: как падает игрушка, какой возникает звук, он познает мир и одновременно общается с мамой, которая поддерживает игру, доставляя ему удовольствие.
Некоторые дети, как годовалый Вася, не умеют смотреть в лицо, отводят взгляд, и это может стать препятствием для распознавания выражений лица и понимания чувств других людей. Как сделать, чтобы Вася начал смотреть в лицо?
Психолог может скорчить рожицу или издать неожиданный звук, привлекая его внимание. Или возьмет его любимую игрушку в зубы — взрослая тетя держит в зубах зайчика, как странно! Может быть, Вася захочет отнять зайчика, и возникнет взаимодействие. В следующий раз он посмотрит в лицо психологу, нет ли у того в зубах чего-нибудь странного… И постепенно научится поддерживать зрительный контакт.
Пятилетняя Лена толкает других детей. Психолог выясняет, что ей трудно распознавать речь на слух, не понятно, что говорят дети, и она сердится на них за это. Но и взрослых она лучше понимает, когда они говорят медленно и раздельно. И психолог учит родителей давать ей короткие и понятные указания.
Флортайм открывает возможность понять, в чем трудности ребенка, и устранить их, чтобы ему стало легче общаться и интересней жить.
1 С. Гринспен «Ребенок-тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов» (ЛомоносовЪ, 2010); С. Гринспен, С. Уидер «На «ты» с аутизмом. Использование метода Floortime для развития отношений, общения и мышления» (Теревинф, 2013).