Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Статьи/Финансовая грамотность на пенсии: как помочь пожилым родителям?
Финансовая грамотность на пенсии: как помочь пожилым родителям?
Взрослея, мы стараемся взять на себя как можно больше задач, чтобы облегчить жизнь родителям. Покупаем им продукты, настраиваем технику, делаем ремонт... Но современные пенсионеры могут и даже должны оставаться самостоятельными. Особенно в вопросах, касающихся денег. Поэтому наша задача — помочь родителям, но не лишить их возможности самим решать финансовые вопросы.
1. Научите родителей пользоваться мобильным банком
Вы, скорее всего, и так знаете все о плюсах мобильного банка. Теперь это нужно максимально просто объяснить родителям. Он нужен...
… чтобы они были в курсе своего финансового состояния — видно, сколько денег осталось на счету и какие операции были произведены.
… чтобы контролировали бюджет — в мобильном банке удобно анализировать категории расходов.
… чтобы не переживали о счетах — можно настроить автоплатежи и даже не вспоминать об оплате той же коммуналки.
… чтобы экономили время и меньше контактировали с другими людьми — это особенно важно в условиях пандемии.
Родители решили подарить внуку деньги на день рождения? Отец занял у друга крупную сумму на новые шины? Мама попросила подругу купить продукты, так как плохо себя чувствовала?
В этих случаях родители сталкиваются с вопросом: «Как передать деньги?» Отдавать их лично или идти на почту, чтобы сделать перевод, не только неудобно, но и небезопасно — лишний риск заболеть. А если переводить самому на счет другого банка, то придется оплачивать комиссию…
Если же вы научите родителей пользоваться Системой быстрых платежей (СБП), они смогут переводить на чужие счета безопасно, быстро и бесплатно до 100 тысяч рублей в месяц. Если сумма будет больше, то может быть удержана комиссия, но она не превысит 0.5% или 1500 рублей. Сколько точно — стоит уточнить в банке.
Сервис интегрирован в приложения более 200 банков-участников. И автоматически подключен в каждом из них, кроме Сбербанка и Россельхозбанка. Если ваши родные — клиенты именно этих банков, подскажите им, как подключиться к системе. Для этого нужно:
Войти в банковский профиль.
Выбрать в разделе «Настройки» подраздел «Соглашения» или «Контакты и переводы».
Теперь ваши родители могут распоряжаться деньгами, не тратя лишнее время и не подвергая риску свое здоровье. А вы можете при случае им помогать, без комиссии переводя им деньги. Что для этого нужно сделать?
Откройте приложение банка и зайдите в раздел «Перевод через СБП».
Укажите номер телефона получателя (если отправляете деньги себе, но на другой счет, нужно указать свой же номер).
Выберите банк, на счет в котором нужно перевести деньги.
Введите сумму перевода.
Проверьте данные и нажмите кнопку «Отправить».
2. Расскажите о том, как надо хранить документы
Квитанции об оплате ЖКХ, штрафов или налогов, договора купли-продажи, аренды или оказания услуг… Нужно рассказать родителям, что все более-менее значимые бумаги, которые имеют отношение к финансам, желательно хранить не менее 3 лет. И не забыть выяснить, где именно находится «хранилище». Если это сейф, нужен ли ключ или код? Если да, то какой?
Эта информация только на первый взгляд может показаться лишней или даже нарушающей личные границы родителей. В ситуации острой необходимости, когда они не cмогут забрать документы самостоятельно или даже вспомнить, где они находятся, это знание сэкономит вам массу времени и нервов. Родителям, впрочем, тоже — ведь они будут знать, что «если вдруг что», вы проконтролируете ситуацию.
3. Предупредите о мошенниках
В последний год участились случаи мошенничества по телефону, и старшее поколение пострадало от него больше всего. Поэтому постараться защитить родителей от обмана и кражи денег — одна из основных ваших задач. Конечно, предугадать все возможные события невозможно, но некоторые шаги предпринять точно стоит:
Объясните, какие мошеннические схемы существуют
К примеру, звонки из службы безопасности банка: «С вашего счета пытались снять деньги», «В системе произошел сбой», «Ваша карта заблокирована из-за подозрительной операции». Звонки якобы из полиции: «Ваш сын сбил человека», «Мошенники оформили на вас кредит». Или простые сообщения: «По ошибке перевел вам 10 тысяч рублей».
Подскажите, как себя вести в такой ситуации
Родители должны понимать, что сотрудник банка никогда не запросит паспортные данные, номер карты, код с обратной стороны карты или пароль из СМС. Лучшее, что они могут сделать — прервать разговор или проигнорировать сообщение. Если же есть сомнения, что с картой или счетом могло что-то случиться, то нужно позвонить в банк по номеру телефона, который указан на обороте карты. Не по тому, с которого звонил «сотрудник».
То же самое касается и полиции — положить трубку и перезвонить, чтобы удостовериться в своей правоте, можно на номер 102 или 112. А при необходимости и тому родственнику, о чьих «проблемах» им пытались сообщить.
Предложите установить на телефон определитель номера
Хоть и не всегда, но во многих случаях приложение может отметить входящий звонок с неизвестного номера как подозрительный — и уберечь родителя от неприятного диалога. Ведь даже зная о всех хитрых схемах, можно поддаться эмоциям и совершить ошибку. Поэтому стоит уменьшить шансы мошенников на разговор с вашими родителями.