«Маленькая мисс Счастье»
Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис, 2006
Неказистая семилетняя Олив больше всего на свете хочет победить на конкурсе «Маленькая мисс Счастье». Ее семья не против того, чтобы мечта девочки осуществилась, но они так сильно обременены своими собственными неврозами, что вряд ли способны помочь.
Мать — чертовски уставшая от быта женщина на грани нервного срыва. Отец — полнейший неудачник, который учит других быть успешными и даже создал свою (провальную) теорию успеха. Брат — ненавидящий всех последователь Ницше, который хранит обет молчания. Дядя — известный ученый, который отходит от попытки суицида после неудачного романа. Дедулю из-за пристрастия к наркотикам выгнали из дома престарелых.
Все эти несчастные связаны семейными узами, каждый из них терпит свой личный крах, но вместе они не теряют веру в ближнего и в светлое будущее, поэтому объединяются, чтоб исполнить мечту маленькой Олив. Ради этого вся семья едет в путешествие на старом микроавтобусе, чтобы привезти девочку на детский конкурс красоты.
Сколь бы несовместимыми ни были эти разные персонажи, в конце концов им удастся прийти к трудному семейному счастью, совершенно не требующему для этого победы в конкурсе.
«Пока мы молоды»
Режиссер Ноа Баумбак, 2014
Бездетная пара за 40 переживает семейный кризис, при этом у каждого из них в запасе и свой личный кризис среднего возраста. В прошлом многообещающий документалист Джош теперь учит талантливых студентов теории кино. Раньше он и сам успешно снимал, но после первого и единственного фильма он с перфекционистской хваткой вцепился во второе творение, на которое потратил уже восемь бесплодных лет работы.
Его супруга Корнелия пережила пару выкидышей и больше не хочет подвергать себя страданиям, потому смирилась с бездетным будущим. Близкие друзья пары отдалились, обзавелись детьми и довольствуются новым этапом жизни.
Но внезапно у Джоша и Корнелии появляются новые двадцатилетние знакомые — свободная, увлеченная, страстная молодая пара. Новые друзья то ли вдыхают в несчастную пару свежий глоток жизни, то ли провоцируют на эксперименты.
Что бы там ни было, именно благодаря такому знакомству у героев получается умерить цинизм и снизить одержимость карьерой. Семья снова вспомнит о важности любви и брака, а также решится на эмоциональное взросление, которое позволит перейти на новый жизненный этап.
«Прекрасная эпоха»
Режиссер Николя Бедос, 2019
Стареющий художник Виктор никак не вписывается в новую эпоху: он чувствует себя динозавром в современном мире гаджетов и ненавидит прогресс, который лишил его профессии. В прошлом талантливый книжный карикатурист теперь в творческом кризисе и депрессии: с работы уволили; с сыном нет ничего общего; отношения с женой-психоаналитиком разладились. Она предпочитает храпящего любовника и виртуальную реальность взамен кислой физиономии консервативного негибкого супруга.
Справиться с депрессией Виктору помогает компания, предлагающая путешествие в прошлое. За внушительную сумму фирма переносит клиентов в любую эпоху, в случае Виктора — это 16 мая 1974 года. День, когда он встретил любовь всей своей жизни.
Судьба киноперсонажа напоминает нам простую истину о том, что покой и счастье только в настоящем, но иногда очень полезно вернуться в прошлое, чтоб сделать наш сегодняшний день еще лучше.
«Доказательство»
Режиссер Джон Мэдден, 2004
Кэтрин была блестящей студенткой на математическом факультете, но пожертвовала учебой, карьерой и личной жизнью, чтобы ухаживать за больным отцом. Накануне 27-го дня рождения девушки ее родитель умирает. Роберт был блестящим математиком, который совершил прорывное открытие и оставил пожизненный вклад в этой отрасли, но позже сошел с ума и лишь эпизодически пребывал в ремиссии.
Грань между гениальностью и помешательством очень тонкая, особенно когда речь идет о математике. Кэтрин унаследовала папин талант (или безумие, как думает ее старшая сестра) и, кажется, вот-вот осмелиться оставить свой след в науке, а возможно, даже превзойти отца.
Но ей никто не верит: ни удушающе опекающая сестра, ни бездарный завистливый возлюбленный, ни даже она сама. Несчастной, одинокой и замкнутой в себе Кэтрин предстоит преодолеть множество страхов, чтоб обрести спокойствие и доверие к себе.
«В пути»
Режиссер Сэм Мендес, 2009
Берт и Верона — любящая друг друга веселая самодостаточная пара в ожидании ребенка. «Мы не живем как взрослые», — замечает как-то супруга. Они немного застряли в студенческом образе жизни и не торопятся что-то менять. Не то чтобы семья не может позволить себе лучших условий, чем тот плохо отапливаемый и ветхий дом с закрытым картоном окном, где они живут сейчас.
Важная причина, по которой они остаются на своем привычном месте, — желание быть рядом с родителями Берта (Верона своих похоронила). Но мечты воспитывать ребенка рядом с бабушкой и дедушкой рухнули; те, не дождавшись появления внука, переезжают на пару лет в Бельгию. И это толкает пару на перемены в поисках лучшего места и способа вырастить своего ребенка.
Молодая пара отправляется в одиссею по Северной Америке, чтобы навестить друзей и родственников, посмотреть, как живут другие, и выбрать что-то подходящее для себя. Насмотревшись на множество чужих счастий и несчастий, они понимают, что только рядом друг с другом чувствуют себя дома и больше им никто не нужен.
«Неадекватные люди 2»
Режиссер Роман Каримов, 2020
После десяти лет брака муж Виталий хочет борща с котлетой и ребенка, а жена Кристина — счастья. Утренние страницы и прочие популярные психологические техники не помогают девушке справиться с бушующими внутри душевными терзаниями. «Что ты с жиру бесишься? Роди ребенка, осчастливь мужа, и все пройдет», — уговаривает Кристину подруга.
Во внутренней борьбе победу одерживает желание сосредоточиться на себе. Несмотря на гигантский страх одиночества и невозможность вообразить мир без любимого супруга, Кристина встает на свой собственный путь, пытается восстановиться в институте, находит любовника.
Сбежав в новые отношения, не разобравшись со старыми, она не находит покоя и решает от личностных проблем переключиться на профессиональные достижения. Героиня проходит непростой трансформационный путь, включающий бродяжничество и работу в забегаловках, примыкает к простодушным мигрантам, начинает все с нуля и в итоге находит свое место в мире. Потеряв многое, она обретает себя.
Об авторе
Юлия Новоселова — психоаналитически ориентированный психолог, журналист, сценарист. Ее