Фильм «Красотка»: сказка о худшей ролевой модели или о торжестве любви? Мнения читательниц и психолога
Фото
Кадр из фильма «Красотка»

Почему мне не нравится этот фильм? 

Алиса, 35 лет, графический дизайнер

Отношения, порочные по своей природе, показаны здесь как невероятный успех. И сам фильм претендует на то, что учит общаться с мужчинами, подводя нас к мысли: если ты хочешь любящего, успешного и способного о тебе позаботиться партнера-принца, придется под него подстраиваться. Не жди отношений на равных. Никогда не понимала, в чем тут увидели романтику.

С первой минуты главный герой, Эдвард, бизнес которого один из самых агрессивных — рейдерство, то есть захват чужого, — дает понять Вивьен, что он здесь хозяин, а она его сотрудница. Он нанимает ее, чтобы она выполняла свои рабочие обязанности, согласно которым должна быть легкой, веселой, всем довольной. Таким образом, идеальная жена хоть чем-то примечательного мужчины — это, по сути, сексуальная рабыня.

Нам пытаются показать человеческую трансформацию Эдварда, когда он отправляется на пикник и ходит с Вивьен босиком по траве. Но это ровным счетом ничего не меняет ни в нем, ни в их отношениях. В культовой сцене, где героиню Джулию Робертс переодевают (очень сомнительное торжество справедливости),

Эдвард откровенно наслаждается, как работники магазина пресмыкаются перед его девушкой

Не с лучшей стороны показаны и отношения с единственным другом — адвокатом, который по крайней мере беспокоится о его интересах, хоть и показан хищником, думающим только про деньги. Эдвард же относится к нему свысока и с безразличием.

Почему мне не нравится Вивьен? Она абсолютно инертна, и жизнь бы ее не изменилась, если бы фантастическим образом мимо не проехала машина миллионера. У героини нет никаких достижений кроме того, что она угождает состоятельному парню. Эта двусмысленная история любви кажется мне очень печальной и, по счастью, все меньше походит на современную ролевую модель отношений.

Как могли бы сложиться отношения героев?

«Красотка» явно отсылает нас к истории Пигмалиона и Галатеи. И если в пьесе Бернарда Шоу девушка развивает свои способности, чтобы в конце концов пуститься в самостоятельное плавание, то с героиней Джулии Робертс ничего подобного не происходит.

Она никем не стала и, скорее всего, продолжит угождать мужчине, понимая, что это ее единственный шанс. Впрочем, девушка она своенравная. И если, привыкнув к такой жизни, начнет качать права, Эдвард легко с ней расстанется. 

Ольга, 46 лет, владелица магазина цветов

Почему мне нравится этот фильм 

Красота, как говорится, в глазах смотрящего. Кто-то сегодня видит в этом фильме лишь воспевание идеалов сексизма. Я так не считаю. Для меня это история про то, как расчетливый и холодный человек, герой Ричарда Гира, научился радоваться простым и естественным проявлениям жизни. У нас на глазах разворачивается сказочный сюжет, и во многом именно за линию главного героя я люблю этот фильм.

Эдвард — человек, который никогда не мог позволить себе быть искренним, жил в обществе с фальшивыми разговорами и отношениями. В детстве столкнулся с предательством отца, во многом сделавшего из него глубоко несчастного человека. Но он открывается Вивьен. Почему?

Как бы мы ни относились к ней и ни иронизировали над ее неожиданным и маловероятным успехом, она непосредственная, хотя во многом и инфантильная.

У Вивьен есть важное качество — способность легко прощать, не помнить зла

И именно этим она дает Эдварду пример, как можно чувствовать мир. Как наслаждаться, делать глупости, по-детски радоваться. Думаю, Эдвард и влюбился в нее потому, что она ему «разблокировала» способность чувствовать.

Да, я согласна, что ее искренность, открытость, способность к сопереживанию кажутся почти невероятными на фоне того, с чем ей приходилось сталкиваться как уличной проститутке. Но одновременно это сказочная история про то, что ни для кого из нас ничего не потеряно. 

Как могли бы сложиться отношения героев?

Верю ли я в счастливый конец? И да и нет. Чтобы отношения продолжались, герою важно поменять род деятельности. Найти себе новое дело, в котором он уже не будет рейдером-разрушителем. Если он продолжит заниматься своей прежней работой, ему надо будет культивировать в себе те черты, которые перечеркнула встреча с героиней. Оставаться бесчувственным. И тогда Вивьен начнет ему просто мешать.

«Это история про то, как люди доверились друг другу и захотели быть вместе, но некоторые моменты могут быть неприемлемыми для современного мира» 

Анна Синицына, гештальт-терапевт 

Почему несмотря на то, что фильму уже более тридцати лет, мы продолжаем смотреть и говорить о нем? Здесь хорошо показано: каким бы ни был наш опыт, сколько бы лет мы ни прожили в одиночестве, столкнувшись с предательством, мы все же социальные создания и нуждаемся в близких людях.

Во многом это лента-провокация, где авторы рискнули и сделали героями неоднозначных персонажей, показав обычными людьми. Благодаря этому зритель смог заглянуть дальше стереотипов и увидеть в проститутке женщину, которая может грустить, смущаться, влюбляться и делиться, а в рейдере — мужчину, который так же, как и любой другой, хочет любить и быть любимым.

Почему же точки зрения наших героинь, Алисы и Ольги, разделились? Прекрасно, что мы живем в такое время, когда каждый имеет право на свой путь. Есть женщины, которые хотят строить собственную карьеру и не ждут, что кто-то придет и решит их проблемы. Они готовы искать партнера, а не спасителя. Пример такого подхода мы видим в комментариях Алисы. 

Фильм «Красотка»: сказка о худшей ролевой модели или о торжестве любви? Мнения читательниц и психолога
Фото
Кадр из фильма «Красотка»

Да, фильм был снят в те времена, когда общество еще было в начале пути к равным возможностям для мужчин и женщин. Поэтому некоторые моменты могут выглядеть неприемлемыми для современного мира.

Хотя для тех времен героиня Вивьен, можно сказать, пример сэлф-мэйд женщины: она рано уехала из дома, сама зарабатывает себе на жизнь, отказывается от легких денег, которые ей предлагает друг Эдварда. И в отношениях не предает себя, хотя и следует договоренностям контракта. Но это не так легко заметить за историей, как богатый мужчина спасает молодую девушку от сложностей жизни на улице.

Что касается взгляда Ольги, то она видит историю прежде всего как спасение мужчины. Прекрасная Вивьен растопила холодное сердце Эдварда? Это довольно опасное восприятие отношений, когда кто-то кого-то спасает. И в этом смысле неважно, женщина мужчину или мужчина женщину.

Многие женщины включаются в подобные истории в надежде изменить своего избранника, помочь ему стать лучшей версией себя. Такие сюжеты обычно заканчиваются разочарованием. И только в том случае, когда партнеры видят и ценят друг друга за то, какие они уже есть, а не за то, кем могут стать, у отношений есть шанс. 

Анна Синицына

Гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Личный сайт