Кому и что «хотели запретить»
О новой якобы «инициативе Минздрава» стало известно 10 августа — СМИ опубликовали якобы обновленный список медицинских противопоказаний для управления автомобилями. В него вошли:
расстройство сексуальных отношений;
неврастения;
расстройства сексуального предпочтения, включая фетишизм и эксгибиционизм;
депрессивные эпизоды;
социальные фобии и не только.
Перечень противопоказаний быстро стал вирусным в Telegram-каналах различных медиа и журналистов, а также в соцсетях. Позднее в тот же день журналисты издания 78.ru
Почему люди верят в фейки
Антонина Плаксиенко, психоаналитический психотерапевт, преподаватель и психосоматолог
У каждого человека есть свои фантазии. Фейк — это искаженная яркая информация, которая цепляет за «живое». Так же, как мечты, фантазии, красивые картинки. Что-то такое, на что хочется «залипнуть», во что хочется просто погрузиться и забыться.
Фейковые новости обладают рядом техник, которые заставляют человека следовать за этим, не думая, абсолютно выключая критическое мышление, сомнение, желание проверить, исследовать самостоятельно. Как правило, фейки пишутся на доступном, простом, понятном всем языке. Даже если и приводятся какие-то доказательства, то они размытые и обобщенные — например:
ученые установили (без фамилий ученых);
были проведены исследования (кем — не уточняется);
ни для кого не секрет (почему?);
давно известно (как давно и кому?).
И самое главное — это эмоциональная зацепка, окрашенная яркими цветами, громкими эмоциями, соблазнительными картинками:
«Внимание, сенсация!»;
«Это то, о чем вы боялись спросить!»;
«Это то, о чем вы давно мечтали!»;
«Такое нельзя пропустить!»;
«Необъяснимо, но факт!»
И дальше подключается человеческая фантазия, которая раскручивает фейерверк восторгов, желание узнать новое, уйти от серости и скуки, возможность получить то, чем можно впечатлить своих близких
Фейк — это еще одна форма бездоказательной веры, которая может закрепиться еще в детстве. Взрослый может «слушаться», «верить другим взрослым», «следовать за теми, кто говорит» в том случае, если ребенком он часто слышал такие разы как:
«Подрастешь — узнаешь»;
«Тебе это еще рано знать»;
«Я знаю, потому что я старше»;
«Делай, что тебе говорят»;
«Будь послушным и все у тебя получится».
Если же ребенка, наоборот, учили распознавать свои эмоции, объясняли, расшифровывали, учили анализировать разные ситуации, ставили задачи подумать над случившимся и посмотреть под другим углом на одну ситуацию, то у такого малыша работает критическое мышление, которое во взрослом возрасте срабатывает автоматически и не дает «плыть по течению» и следовать за информацией, которая может оказаться фейком. Такой человек получает способность не просто поверить во что-то, но и проверить самому и понять, правда перед ним или нет.
Психолог, сервис психотерапии Zigmund Online