Пара в ресторане
Фото
Getty Images

В метро, в кафе, за семейным столом – повсюду можно увидеть такую картину: один собеседник что-то говорит другому, а тот при этом уткнулся в свой смартфон. Есть даже специальное название для такой мизансцены – фаббинг (phabbing). Знаковая для нашего времени коллизия становится поводом для бесчисленных шуток в соцсетях, иронически обыгрывается в множестве роликов и демотиваторов. Но тому, кого слушают вполуха, вряд ли может быть смешно. Ведь в такой момент мы чувствуем, что нас игнорируют, нами пренебрегают. И термин «фаббинг» подразумевает именно это игнорирование, когда один собеседник намеренно или невольно демонстрирует другому, что общение с ним не настолько важно, чтобы нельзя было отвлечься на интернет в телефоне.

Как минимум два серьезных исследования показали, что эта ситуация типична для огромного числа пар1. А не так давно Джеймс Робертс (James Roberts) и Мередит Дэвид (Meredith David) из Бейлорского университета (Техас) составили специальный опросник, чтобы выяснить, как связан фабинг с отношениями в паре. Участники опроса должны были оценить, в какой степени они согласны с каждым из девяти утверждений типа «Когда мы вместе, мой партер не выпускает из рук телефон», «Разговаривая со мной, мой партнер заглядывает в телефон».

В первом исследовании, проводившемся онлайн, участвовали 308 человек. Кроме заполнения опросника их просили оценить, насколько часто случаются у них конфликты с партнером из-за фаббинга и насколько они удовлетворены отношениями с партнером. Во втором исследовании, помимо этого, определялся уровень так называемой «тревоги привязанности» (возникающей в отсутствие объекта привязанности); здесь на вопросы отвечали 145 участников.
Судя по результатам обоих исследований, высокий уровень фаббинга в паре сочетается с частыми конфликтами в связи с ним и меньшей удовлетворенностью отношениями2. И особенно ярко этот эффект проявляется у тех, у кого выражен страх отвержения. Этих людей особенно ранит фабинг, поскольку они не уверены в надежности своих отношений.

Но как объяснить эту взаимосвязь, что здесь является причиной, а что следствием? Возможно, люди предпочитают сбежать от реального общения в виртуальную реальность, поскольку отношения с партнером их не удовлетворяют, он их раздражает или кажется скучным? В этом случае возможны два варианта. Человек не получает от партнера того эмоционального отклика, которого ждет, и может искать его в онлайн-контактах. Или же он сам не склонен вкладываться в отношения, которые его разочаровали, и уделять партнеру особое внимание.
Другое вероятное объяснение состоит в том, что именно фаббинг становится причиной ухудшения отношений, поскольку создает предпосылки для конфликта. Косвенно эту версию подтверждает еще одно исследование, показавшее, что само наличие под рукой телефона – даже если им не пользуются! – делает общение партнеров менее задушевным, особенно когда обсуждаются важные для них темы. 3
Есть, наконец, и третья версия: что фаббинг является одновременно и причиной, и следствием ухудшения отношений.

Как бы то ни было, когда в следующий раз во время разговора с партнером у вас возникнет искушение заглянуть в телефон, спросите себя: что со мной происходит? Подумайте: может быть, партнер надоел вам, или вы на него злитесь? Не пора ли вам поработать над вашими отношениями? Или все настолько безнадежно, что лучше завершить их? А может быть, вы просто автоматически отвлекаетесь на сигналы телефона, и тогда стоит отследить это и осознанно переключить фокус внимания на того, кто рядом. Ведь он нуждается в вас гораздо больше, чем кто бы то ни было из ваших виртуальных френдов.


1 S. Coyne et al. «A descriptive study of the media use of individuals in romantic relationships». Family relations, № 60, 2011.

2 J. Roberts, M. David «My life has become a major distraction from my cell phone: Partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners». Computers in Human Behavior, № 54, 2015.

3 A. Przybylski, N. Weinstein «Can you connect with me now? How the presence of mobile communication technology influences face-to-face conversation quality». Journal of Social and Personal Relationships, № 30, 2013.