Советы психолога
Не стоит относиться к ремонту как к чему-то направленному лично против вас. Все мы люди, все мы переезжаем и делаем ремонты. Вы наверняка тоже когда-то делали ремонт, и кто-то терпел вас. Чем легче отношение, тем легче реакция.
Успокойтесь, прежде чем выяснять отношения. Отвлекитесь на что-то другое, займите себя чем-то интересным. Настройтесь на мирный, доброжелательный и конструктивный диалог.
Чтобы эффективно взаимодействовать с людьми, сначала требуется установить доверительный контакт, немного познакомиться, поговорить на отвлеченные темы, например, обсудить новости дня. И только потом предложить обсудить мешающий шум.
Иногда люди могут просто не догадываться, что причиняют кому-то неудобства. И корректная просьба прислушаться к вашим предложениям может быть воспринята вполне доброжелательно и положительно.
Не начинайте с хамства. Если вы долго терпели звуки ремонта и у вас накипело, не стоит сразу «бросаться в бой». Начав знакомство с ругани, вы вряд ли измените текущее положение дел, а возникший конфликт будет не самым удачным началом соседских отношений.
Общайтесь искренне! Если ваши аргументы будут на 100% убедительны, но ваша мимика, голос, интонация — то есть вся невербальная информация — будут демонстрировать неуважение, то, скорее всего, это будет заметно, и человек из принципа не захочет пойти вам навстречу.
Подумайте заранее, на какие компромиссы вы готовы пойти, чтобы продемонстрировать свою готовность мирно разрешить возникшую ситуацию. Существует так называемый эффект сопротивления — желание человека делать нечто противоположное тому, что его побуждают делать. Это происходит из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора, несмотря на всю логичность и аргументированность мнения оппонента.
Часто мы не идем навстречу не потому, что не согласны с доводами оппонента, а потому, что не хотим показаться слишком уступчивыми
Поэтому не стоит сильно давить на человека, а лучше предоставить удобные для вас варианты решения. Таким образом у собеседника не создастся ощущение, что на него давят (ведь ему не говорят, что делать, а предлагают выбор), и любой из вариантов будет для вас подходящим решением вопроса.
Вы можете по-соседски договориться о времени проведения «шумных» работ. Например, вы гуляете с ребенком на улице в определенные часы, в которые можно производить самые громкие дела, а в какие-то часы ребенок спит, и тогда лучше делать что-то негромкое (например, класть плитку или ламинат, устанавливать сантехнику, проводить электрику). Просто обговорите это с соседями и изначально предложите свой вариант решения вопроса, чтобы не ставить их в тупик. Если ваш вариант по какой-то причине не будет принят, проявите готовность выслушать варианты соседей.
Если спокойное и уважительное общение с шумными соседями не увенчалось успехом, не принимайте близко к сердцу. В конце концов, жизнь на этом не заканчивается. Однако ваш оппонент должен понимать, что существуют временные рамки любого источника шума, регулируемые законодательством. А значит, вы точно знаете, в какое время соседи не будут шуметь.
Постарайтесь не зацикливаться. Попробуйте подстроить свой обыденный график под новые обстоятельства: например, изменить дневной сон ребенка или выходить на прогулку в самое шумное время. Помните, вы не можете контролировать все вокруг, а значит, стоит принимать действительность такой, какая она есть, со всеми ее плюсами и минусами.
Советы юриста
Что делать, если диалога с соседями не получается? Когда стоит обращаться в суд?
На эти и другие вопросы отвечает юрист в сфере гражданского права, заместитель директора юридической компании «Паритет» Елена Линник: «В каждом субъекте есть свои ограничения по допустимому уровню шума и по времени ремонтных работ в жилых помещениях. В Москве, например, недопустимо шуметь с 23:00 до 07:00.
Если речь идет о ремонте, то временные интервалы еще строже. Так, нельзя шуметь с 19:00 до 09:00 и с 13:00 до 15:00, а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни. Эти ограничения не распространяются на новостройки, если такие работы осуществляются в течение полутора лет со дня ввода дома в эксплуатацию.
В других российских регионах установлены свои ограничения — внимательно изучите их, прежде чем предъявлять требования соседям.
Если переговоры с собственниками квартиры, из которой слышен шум, зашли в тупик, предъявите им претензию в письменном виде
Предупредите их о том, что готовы обратиться в компетентные органы — полицию, Роспотребнадзор, суд.
Если и это не подействует, следующий шаг — привлечение несговорчивых соседей к ответственности, административной или гражданской. В Москве максимальный размер штрафа за такое правонарушение составляет 2 тысячи рублей. Для привлечения к ответственности вызовите полицию, приехавший сотрудник составит протокол о нарушении.
К гражданской ответственности соседей можно привлечь в рамках судебного разбирательства. Вы можете заявлять требования о взыскании компенсации морального вреда. К исковому заявлению следует приложить все имеющиеся доказательства — фиксация уровня шума, видеодоказательства (записывайте на видео со звуком, когда ремонт идет особенно громко), свидетельские показания других жильцов, которые также пострадали от звуков ремонта, факты ведения переговоров с соседями и обращения в уполномоченные органы, составленные протоколы в отношении соседей.
На практике пара выписанных штрафов и необходимость защищать себя в суде учат людей вежливости и необходимости учитывать не только свои интересы, но и окружающих».
Кирилл Яковлев — психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, автор книги «Стать настоящим!». Его блог.