«Ты падаешь, ты кричишь, тебе больно»
Марк Эйдельштейн признался, что во время учебы в нижегородской школе «получал по лицу, по животу, по ребрам» и в конце концов сбежал из нее, потому что там «было невыносимо». «Я понимал, что у меня не хватает сил бороться. Мне 12-13 лет, я не справляюсь — надо что-то менять», — поделился Марк, добавив, что травлей занимались ученики старших классов, которым «кто угодно не дал бы отпор». Об этом актер
«Главная тема, по которой меня гасили, — национальность. Здоровые чуваки, которые могли позвать тебя на коробку „поболтать“. Много раз было, когда они спрашивали: „А у тебя фамилия Эйдельштейн, это что за фамилия?“ Они смеются над тобой, толкают, ты приходишь домой, гуглишь, что значит фамилия Эйдельштейн, узнаешь, что это драгоценный камень, говоришь им это — а они: „Ты че, п*****с, получается?“ Главная их претензия — что это еврейская фамилия», — поделился актер деталями пережитого буллинга в школе.
По словам Эйдельштейна, он продолжал убеждать обидчиков, что на самом деле его фамилия связана с латынью и действительно означает «драгоценный камень», а сам он — не еврей, однако их это не остановило — и они даже потребовали от него «показать зигу», от чего актер отказался. «На тебя девочки стоят смотрят у столовой, и ты просто опущ. Ты приходишь на коробку, там стоят чуваки, говорят: „Кинь зигу“, они толкают тебя, ты падаешь, ты кричишь, тебе больно — это несколько раз происходило», — признался Марк.
Родителям о пережитом в школе Эйдельштейн не рассказывал до тех пор, пока у него «не было разбито лицо». Узнав о травле, взрослые попытались «разрулить» это ситуацию, но так и не смогли этого сделать — и приняли решение «убегать с этого района».
Откуда берется ненависть по национальному признаку

Педагог, детский психолог, автор курсов по развитию эмоционального интеллекта у детей, основатель онлайн-школы KIDSKEY
Подростковая агрессия по национальному признаку — не врожденная черта и не отражение настоящего отношения к подростку. Это симптом, за которым часто стоят неуверенность, внутренняя тревога, стремление быть принятым и страх оказаться «слабым». Подростковый возраст — время, когда особенно важно чувствовать свою принадлежность к группе. И если внутри есть напряжение, а вокруг — обстановка, где принято высмеивать и делить на «своих» и «чужих», то унижение «другого» становится способом самоутверждения.
История, которую рассказал Марк Эйдельштейн, — это не только про буллинг. Это про системную глухоту. Про то, что подросток остается один — в непонимании, в боли, в попытках объяснить, оправдаться, вписаться. Он идет домой и гуглит значение своей фамилии, чтобы что-то доказать.
Это показатель не его слабости, а отсутствия рядом взрослых, способных сказать: «С тобой все в порядке. А то, что происходит, — недопустимо»
Чтобы подобные ситуации не повторялись, важно понимать, как вообще формируется такая агрессия в подростковой среде. Она может развиваться из нескольких факторов:
Нарушенная способность к сопереживанию, если ребенок сам сталкивался с пренебрежением и насилием.
Импульсивность и слабый самоконтроль, особенно при высокой тревожности.
Подражание среде, где подобное поведение не осуждается или даже поощряется.
Отсутствие эмоционального языка — когда подросток не умеет называть и выражать сложные чувства иначе, чем через агрессию.
Что может помочь остановить буллинг
спокойное и постоянное присутствие взрослых, которые умеют держать границы, но не агрессируют в ответ;
эмоциональное обучение: говорить с детьми о злости, зависти, стыде — называть их и признавать;
создание безопасной среды в семье и школе, где у подростка есть право быть услышанным, даже если он в сложных переживаниях.
Важно помнить: за ненавистью почти всегда стоит боль, с которой ребенок не справляется. Если мы не видим это — он продолжает действовать так, как умеет. Через силу, через нападение, через отвержение других. Потому что ему самому страшно быть отвергнутым. Нужно создавать условия, в которых дети смогут постепенно учиться распознавать свои эмоции, выражать их словами и взаимодействовать с другими без страха и агрессии. Это не быстрый путь — но именно это дает детям не силу над другими, а опору внутри себя — и это меняет все.