Конец 1920-х — 1930-е годы
Героини эпохи: Любовь Орлова, Тамара Макарова, Марина Ладынина (вдохновлялись Марлен Дитрих, Гретой Гарбо, Вивьен Ли)
В стране, которая не так давно перестала быть царской Россией, говорить о стандартах красоты было непросто. Чистая одежда — уже хорошо. Партия не одобряла косметику, короткие юбки, яркий макияж. Пропесочить на собрании женщину, которая попыталась приукрасить себя, считалось нормой: приличная женщина должна думать о классовой борьбе.
«Штукатурить физиономию, мазать губы и брови, прыскаться острыми духами, надевать чулки пофасонистее, сапоги обязательно с ударным блеском — это уже заскок за границу мещанства».
Слезин А.А., Скоропад А.Э. — Быт и досуг комсомольцев в сфере политического контроля в РСФСР 1918–1929 гг.
В моде тогда были короткие стрижки: во-первых, противопоставление буржуазным косам. Во-вторых, на заводе с обрезанными волосами работать куда удобнее. В-третьих, звезды кино посматривали на запад, а наши женщины — на звезд кино. Вот и пришли к нам брови-ниточками, а также «гарсоны» и «чарльстоны».
Худоба еще не вошла в моду: женщина с округлыми формами считалась плодовитой и выносливой. К середине 30-х партия, скрепя сердце, все же разрешила краситься, и женщины повально превратились в блондинок: все хотели быть похожими на Любовь Орлову.
1950-е годы
Героини эпохи: Элина Быстрицкая, Алла Ларионова, Инна Макарова, Нонна Мордюкова
В первые годы после войны было не до красоты. На фоне тотальной дистрофии фраза «Да вы поправились!» была настоящим комплиментом. Пропаганда работала на образ советской труженицы: такие и за станок на заводе встанут, и целину поднимут, и нарожают целые поколения детей — замену мужчинам, погибшим на фронте. Простая одежда прямого кроя, поверх платья — пиджак, может даже мужа, на голове платок, косметики нет — это советская женщина первой половины 1950-х.
Середина 1950-х — середина 1960-х годов
Героини эпохи: Наталья Варлей, Наталья Селезнева, Наталья Фатеева, Светлана Светличная, Людмила Гурченко, Надежда Румянцева
В 1953 году умирает Сталин. СССР входит в свою новую эпоху, в том числе и в моде. Теперь советские женщины знают, кто такой Диор и что такое силуэт new look — в 1956-м на экраны вышла «Карнавальная ночь» и хрупкая Людмила Гурченко в платье, фасон которого стал самым популярным во всех советских ателье. Девушки хотят узкую талию и мужского внимания. Страна массово худеет: у нас есть своя Твигги — Надежда Румянцева.
Журнал «Работница» уже с 1957-го начал регулярно публиковать гимнастические комплексы, снабжая их заголовками «Как стать стройной» или «Последите, пожалуйста, за собой», а в 1960 году там же была размещена статья «Полнота не признак здоровья», содержавшая специальное «меню на два дня для тучных». В модных журналах эскизы одежды подписывали с авторитарной строгостью: «Рекомендуется только для молодых и стройных женщин» или «Только до 52 размера».
Отрывок из книги «Советская красота. 1917–1991», Мэган Виртанен
Главные образцы для подражания тех лет — три Натальи: Варлей, Фатеева, Селезнева. А второе по популярности платье — как у героини Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке».
1970-е годы
Героини эпохи: Вера Глаголева, Марина Неелова, Елена Проклова. Образец для подражания — юная Джейн Биркин
Три культовые героини десятилетия: Надя из «Иронии судьбы», Людмила Прокофьевна из «Служебного романа» и Зина из «Иван Васильевич меняет профессию». Их всех объединяет самый модный макияж десятилетия: обведенный контур губ, стрелки и голубые тени. Благодаря кино именно так выглядели главные модницы той эпохи.
Дух западной свободы становится все ближе. Мода на худобу становится уже болезненной. Благодаря хиппи и панкам там в моду входят брюки-клеш, вязаные свитеры, водолазки, батники, блейзеры (клубные пиджаки), повязки на лоб, сарафаны-макси. Каждая советская девушка в те годы умела сшить многое из ничего. Это эпоха процветания фарцы —подпольной покупки/перепродажи вещей.
1980-е годы
Героини эпохи: Анна Самохина, Лариса Гузеева, Наталья Негода, Татьяна Друбич, Елена Яковлева
Олимпиада окончательно уронила железный занавес, и женщины с изумлением узнали, что бывает и другая мода — яркая и даже соблазнительная. Зарубежные сериалы, иностранные журналы — все это формировало вкус красавиц последнего советского десятилетия. Именно тогда все наконец-то легально и не боясь быть выкинутыми из комсомола облачились в джинсы.
В моду вошли огромные плечи, как у Елены Яковлевой в «Интердевочке», макияж самых ярких цветов — но обязательно перламутровых. Красавица 80-х — безукоризненно стройная, яркая, самоуверенная женщина.
По материалам Maximonline.