Что такое буллинг (школьная травля): ликбез
Школьная травля, буллинг — систематическое целенаправленное преследование одного ребенка или группы детей другими детьми или педагогами.
Травля сопровождается издевательствами — эмоциональными, экономическими (порча вещей, к примеру) или физическими (тычки, пинки, избиения). В травле обычно нет конфликта интересов, то есть при травле стороны не могут договориться, как при обычном детском конфликте, и наблюдается неравновесие сил: сильный обижает слабого, старшеклассник — малыша, группа детей — одного ребенка, учитель — ученика.
Травля развивается в коллективе с молчаливого согласия взрослого, ответственного за детей, или в группе, где дети предоставлены сами себе.
Лучшая борьба с травлей — это ее профилактика
То есть:
обучение детей правилам разрешения конфликтов,
обучение педагогов позитивному лидерству и методикам преподавания, препятствующим образованию группировок внутри коллектива,
установление в коллективе четких границ и правил, постоянное обращение к ним,
немедленное реагирование на зачатки травли,
а также отказ от ксенофобии на уровне всего общества.
Травля причиняет боль и страдания тому, кого выбрали на роль жертвы, и негативно отражается на всех ее участниках.
Если в школе вашего ребенка уже есть травля, то ребенку нужна помощь вне зависимости от того, в какой роли он находится: пострадавший (мишень, жертва насилия), зачинщик (агрессор, автор насилия), участник свиты, окружающей агрессора, наблюдатель (свидетель).
Что происходит с детьми, пережившими насилие, когда они становятся взрослыми?
У взрослых людей, переживших в детстве систематическое насилие, в том числе школьную травлю, и не получивших своевременной помощи (защиты от взрослых, психологической и социальной поддержки), могут наблюдаться самые разные неблагоприятные последствия — психологические, психосоциальные, психосоматические, клинические.
1. Психологические последствия
Это проблемы с выражением эмоций и опознанием своих чувств, с границами и самооценкой, с осознанием своих потребностей, а также диссоциации.
Диссоциация. Одно из жестких и требующих коррекции со специалистами последствий травмы насилия. Это ощущение: происходящее сейчас происходит не со мной, а с кем-то другим, как будто бы я не в своем теле, особенно когда есть какая-то ситуация, которая событийно относит человека к предыдущему опыту.
Проблемы с выражением эмоций. Иногда переживания настолько сильны и даже непереносимы, что в сложных серьезных ситуациях человек может просто ничего не чувствовать (происходит как бы замораживание), либо уходит в логику (в логическое объяснение происходящего) без позволения себе ощущать эмоции. Также может наблюдаться страх перед проявлением своего недовольства и гнева, вытеснение и подавление негативных эмоций и чувств либо мгновенный уход в эмоциональные взрывы, приступы гнева и ярости.
Сложности с границами. У людей с травмой насилия часто отсутствует здоровое представление о границах, поэтому они могут подвергаться абьюзу и во взрослой жизни, так как не всегда способны отстоять свои границы или вообще опознать, что они нарушены. Может быть и обратная ситуация: границы обозначаются чрезмерно жестко, хотя ситуация того не требует. Это происходит, потому что пострадавшие от буллинга ощущают себя небезопасно даже в самых простых ситуациях.
Игнорирование собственных потребностей. Еще одна часто встречающаяся черта человека, пережившего насилие в детстве, — гиперфокус на нуждах и потребностях других. Понять, войти в положение, предугадать, что хочет другой человек, что подумает… Личные же нужды и потребности обесцениваются либо не осознаются.
Заниженная самооценка. Проблемы с самооценкой у людей, переживших в детстве насилие, в том числе травлю, могут выражаться, в частности, в страхе заявлять свои требования и желания даже при их осознании (им, к примеру, страшно просить достойную оплату за свой труд), в постоянном самокопании (что я сделал не так? что я могу сделать, чтобы все исправить?), в избыточном внутреннем локусе контроля («За все отвечаю я, во всем виноват я!»). При этом правильный ответ на вопрос, кто виноват, — токсичная среда.
2. Социально-психологические проблемы
Это
сложности с вхождением в новый коллектив, установлением доверительных отношений с другими людьми,
избегание конфликтов, уход от коммуникации, когда возникает какая-то спорная ситуация,
страх выступлений на большую аудиторию и вообще страх оказаться в большой аудитории из-за того, что может повториться случившееся когда-то (после пережитого буллинга),
страх высказать свое мнение в больших аудиториях и вообще высказать свое мнение.
3. Психосоматические последствия
Следующая группа последствий, которые могут наблюдаться у людей, переживших в детстве насилие, в том числе буллинг, — психосоматические, то есть те, что проявляются на физическом уровне, на уровне тела. Это нарушения сна и аппетита, расстройства пищевого поведения, головные боли и мигрени, проблемы с желудочно-кишечным трактом, склонность заболевать с сложных ситуациях.
4. Клинические проявления
К ним относятся аддикции, в том числе трудоголизм, алкоголизм, другие зависимости, которые помогают справляться с подавляемыми и вытесняемыми чувствами, то есть не чувствовать боль, вызванную травмой. Также к клиническим последствиям травмы относят депрессии, разные формы тревожных расстройств, самоповреждающее поведение, склонность к суициду.
Если вы обнаружили у себя что-то из перечисленного, это не значит, что «все плохо и все пропало». Это значит, что, возможно, вам нужна помощь. Не все, но очень многое можно скорректировать.
Как взрослый человек может помочь себе, если понял, что пережитая им в детстве травма влияет на его жизнь?
Самое первое и главное — это, безусловно, признать проблему. Именно признание проблемы и умение назвать ее своим именем дают понимание, как себе помочь. «Да, у меня был опыт, который травмировал меня, и мне нужна помощь, чтобы справиться с этим».
Постарайтесь оградить себя от людей и ситуаций, которые возвращают вас в травму, будьте заботливыми по отношению к себе.
По возможности обратитесь к специалисту, лучше всего к психотерапевту. Это человек с высшим психологическим образованием, который специализируется на определенной технике (или нескольких техниках) помощи людям с различными психологическими проблемами. Важно подобрать такого психотерапевта, у которого есть опыт работы с вашим видом травмы. К примеру, темы семейно-бытового насилия и сексуализированного насилия пересекаются и могут быть похожи, но есть нюансы в работе с ними. Кроме того, стоит искать специалиста, близкого вам личностно и ценностно, с которым вы сможете раскрыться.
Если есть психосоматические или клинические проявления, то вам потребуется врач — либо психиатр, если это клинические проявления депрессии, тревоги, самоповреждающего поведения, — либо специалист в той области, в какой у вас есть проблемы с физическим здоровьем.
Не сравнивайте себя с другими людьми, пережившими опыт, подобный вашему. Каждый человек проживает опыт насилия по-разному в зависимости от очень многих факторов и обстоятельств: от характера человека, его семейной истории, наличия или отсутствия поддержки в остром периоде травмы и после, состояния здоровья и прочего.
К сожалению, опыт, пережитый в прошлом, не излечишь очень быстро, на это уйдет какое-то время, а это точно не пара недель. А от каких-то неприятных эмоций и воспоминаний будет невозможно избавиться полностью. То, что с вами случилось, — часть вашего опыта, и иногда, сталкиваясь с похожими ситуациями, вы можете испытывать те же неприятные чувства.
Это не значит, что вам не помогли. Это значит, что мы просто люди, и когда у нас есть некое больное место, его легко задеть. Относитесь к своей боли бережно.
Как мы можем защитить наших детей, уберечь их от буллинга?
Универсальный совет — помогите ребенку найти место или занятие, где он может развивать свои сильные стороны, чувствовать себя уверенно, достигать видимого успеха. Школьный класс не должен быть единственным коллективом ребенка.
Ребенку-булли это поможет стать лидером без применения силы.
Ребенку из свиты — успешным и сильным без следования за деструктивным лидером.
Ребенку-наблюдателю — более уверенным в себе и с активной позицией в коллективе.
Ребенку, пострадавшему от травли, — разнообразить спектр ролей в коллективе, найти альтернативные компании, в которых его принимают.
Также обучайте ваших детей защищать свои границы и уважать чужие, разрешать конфликты (договариваться, находить компромисс, уступать при необходимости), держать дистанцию или уходить там, где слова не помогают, обращаться за помощью. Обязательно обращаться за помощью к взрослым.
Взрослые, пожалуйста, вмешивайтесь, когда ребенок просит вас о помощи или когда замечаете признаки травли!
Само такое не проходит, а пережитое насилие (травили ли ребенка, наблюдал он за жестокостью по отношению к другим детям или сам проявлял жестокость) оставляет последствия на всю жизнь, если с ним не работать здесь и сейчас.
Клинический системный семейный психолог, недирективный игровой терапевт, педагог, основатель «Академии безопасности Ольги Бочковой»
Сайт