Расстройство аутистического спектра — на сегодняшний день самая часто встречающаяся группа нарушений развития. По последним данным, его диагностируют у каждого 54-го ребенка1. Когда сыну или дочери ставят такой диагноз, родители испытывают шок, грусть, растерянность. В этом состоянии им бывает непросто собраться с мыслями и понять, какие шаги следует предпринять.
Сотрудники фонда «Обнаженные сердца» поделились полезной информацией и помогли нам составить своего рода инструкцию, которая поможет родителям не терять драгоценного времени и избежать возможных ошибок.
Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз РАС?
Информация
1. Искать достоверную актуальную
Есть современные методы с доказанной эффективностью, которые позволяют развивать коммуникацию, речь, осваивать социальные и академические навыки, учиться играть и общаться со сверстниками. Наиболее эффективен поведенческий подход: его с успехом применяют в разных странах, в том числе и в России, и он дает очень хорошие результаты.
2. Не доверять шарлатанам. К сожалению, все еще легко найти центры, которые обещают «вылечить» аутизм. Там предлагают сомнительные методы вроде уколов и лечения током, которые не имеют научно доказанной эффективности. «Уникальные авторские методики» также должны вызывать у родителей скептицизм.
Подобные неадекватные программы помощи — это в лучшем случае просто потраченные вами деньги. Но иногда они могут быть очень болезненными для ребенка. Кроме того, это потеря времени. Для помощи детям с РАС важно раннее вмешательство — речь идет о возрасте 2-3 лет. Именно тогда необходимо включаться в программы, которые помогают детям адаптироваться и приобрести необходимые навыки.
Доверяя ребенка специалисту, проверяйте его компетентность. Стоит также обратить внимание на то, может ли он доступным языком рассказать, что и зачем делает на занятиях.
3. Правильно подавать информацию, сообщая о диагнозе родным и близким. Раньше это произойдет или позже, но в какой-то момент вам придется рассказать членам семьи, соседям и друзьям о том, что у вашего ребенка РАС. Многие родители пытаются это скрывать, потому что боятся неадекватной реакции со стороны окружающих. Но такая реакция обычно связана с тем, что люди очень мало знают об аутизме и особенностях развития. Сообщая о диагнозе своего ребенка, дайте близким возможность узнать, что это такое. Это поможет преодолеть многие барьеры в общении.
4. Не скрывать от ребенка его диагноз. Это очень важно обсудить до того, как ваш сын или дочь пойдут в школу, где диагноз будет тем или иным образом влиять на учебную программу. Взрослые люди с аутизмом говорят, что для них было очень важным узнать, что именно с ними, и получить достоверную информацию об аутизме. Это позволяет им думать о себе лучше, не рассматривать себя как неудачника или невоспитанного человека, яснее понимать себя и свои особенности, адаптироваться к трудностям. Рассказав ребенку о его диагнозе, вы проявляете уважение к нему.
Реабилитация
1. Как можно скорее начать программу помощи. Есть исследования, которые говорят, что рано начавшиеся поведенческие программы, в которых участвует и семья, приводят к очень хорошим результатам. В США еще 20-30 лет назад около 70% детей с РАС к началу школьного возраста — к 5 годам — почти не говорили. Но с появлением эффективных программ помощи к пятилетнему возрасту плохо говорят или не говорят лишь 25% детей2.
2. Лечить сопутствующие аутизму состояния и болезни. Важно помнить, что необходимо лечить те состояния, которые могут сопутствовать РАС, — например, судороги, заболевания ЖКТ, гиперактивность. В этом смысле дети с аутизмом, как и нормотипичные — то есть развивающиеся в рамках возрастной нормы — дети, могут болеть. Их нужно, как и других, обследовать и лечить.
Конечно, есть и свои особенности: у детей с аутизмом бывают сложности с проведением обследования — например, с проведением электроэнцефалограммы или осмотром у стоматолога. Можно обратиться к поведенческому специалисту, который разработает специальную программу и сделает эту процедуру предсказуемой и понятной для ребенка, поможет снизить его тревожность.
3. Развивать
Альтернативная или аугментативная (дополнительная) коммуникация используется людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. К таким методам относятся жесты, картинки, коммуникативные доски, специальные приложения на планшетах и смартфонах.
Важно, что альтернативную и дополнительную коммуникацию нужно использовать не только на занятиях со специалистами, но и дома с родителями. Ребенок должен иметь возможность делать это в течение дня: на прогулке, в транспорте — в любом месте, где он находится. Если такого не происходит, то эффективность этой технологии очень сильно снижается.
Обучение
1. По возможности отдавать детей с аутизмом в инклюзивные образовательные организации. Многие родители выбирают специализированные школы. Но именно инклюзивное образование даст детям с РАС возможность общаться со сверстниками без нарушения развития и таким образом получить навыки общения с людьми. Это то, чему нельзя научиться с помощью одной лишь теории.
Сейчас довольно много детей с аутизмом учатся в обычных школах. Часть из них занимается по обычным программам, часть — по адаптированным под их возможности. Например, кому-то сложно отвечать устно, и тогда он отвечает письменно.
Иногда дети с РАС изучают одни предметы вместе со сверстниками, а другие — в специализированных классах, среди других детей с особенностями развития. Для успешного инклюзивного образования важна многовариантность, то есть школа должна удовлетворять разные образовательные потребности для возможности перехода из одних образовательных условий в другие по мере развития ребенка. Предусмотрена и поддержка по развитию социальных навыков.
Очень важно, чтобы дети были вместе на переменах, в столовой, во время школьных мероприятий. У людей с особенными потребностями те же права, что и у остальных: жить в семье, учиться, дружить, общаться. И именно в школе важно эти права реализовывать. Да, для особенных детей должна быть организована безбарьерная среда, предоставлен подъемник или пандус, но гораздо важнее, чтобы не было барьеров в головах у тех, кто с ними общается.
2. Не зацикливаться на академических навыках ребенка. Многие родители фокусируются именно на этих навыках. Но для ребенка и его будущих успехов гораздо важнее научиться контролировать свое поведение, развивать навыки взаимодействия. Именно с этого и нужно начинать. Для того чтобы ребенок с аутизмом больше обращал внимание на других людей, слушал инструкции и выполнял задания, нужно найти то, что его привлекает.
У поведенческих специалистов это называется мотивацией, и она — важнейшая составляющая в обучении любого ребенка. Например, школьникам ставят оценки, их хвалят за успехи. Но для многих детей с РАС социальная похвала или абстрактное поощрение неэффективны. Поэтому очень важно, чтобы в начале обучения произошла оценка мотивации ребенка и был разработан план, когда и за что он получает то, что ему нравится.
Социализация
1. Знакомиться со своими единомышленниками, вступать в родительские организации — это очень важно для семей, где растут дети с аутизмом. Большинство позитивных изменений происходит именно благодаря усилиям самих родителей. И в тематических родительских
2. Выходить в социум, не отказываться от помощи. Разумеется, уровень стресса в семье, где растет человек с РАС, выше, чем в семьях с нормотипичными детьми. И родители могут переживать депрессию, тревогу по поводу состояния ребенка и его будущего. Зачастую окружающие относятся к таким детям неадекватно, что усиливает напряжение для родителей. Поэтому очень важно научиться просить помощи именно у близких, родных. Они могут помочь даже простыми действиями — приготовить ужин, посидеть какое-то время с ребенком, отвезти куда-то на машине.
Адаптация
1. Обеспечивать безопасность ребенка. Как показывают исследования, дети с аутизмом значительно чаще, чем другие, попадают в опасные ситуации. Особенно остро эта проблема стоит для тех, у кого выраженные трудности с обучением. Многие не осознают опасность и не до конца считывают различные социальные ситуации. И те неприятности, которые могут произойти с ребенком на воде, в дороге, в транспорте, зачастую связаны с убеганием.
Что можно сделать, чтобы обеспечить безопасность ребенка?
- Нашить на одежду ребенка бирки с телефоном и домашним адресом, лучше сразу на несколько предметов, использовать браслеты-идентификаторы.
- Закрепить на ребенке GPS-устройство, которое может отследить местонахождение ребенка и передать информацию на телефон родителя, если это позволяют финансовые возможности семьи.
- Повесить знаки «Стоп» на двери и окна. Может быть, включать сигнализацию на дверях в ночное время, а также камеры видеонаблюдения, если позволяет ситуация.
- Использовать социальную историю, чтобы объяснить ребенку, что происходит на улице и как ему нужно себя вести в различных ситуациях, как и к кому обращаться за помощью, что делать, если он потерялся. Это очень важный поведенческий инструмент.
Социальные истории — это метод работы с социальным поведением. Он помогает подготовить детей с аутизмом и другими нарушениями развития к повседневным ситуациям, которые могут вызвать у них затруднения. Социальные истории используются и для повседневных действий — ребенку заранее объясняют, что такое поход в магазин, к парикмахеру или к врачу.
- Подготовить план действий. Семья должна понимать, куда обращаться и что делать, если ребенок убежит или потеряется.
2. Оформить инвалидность. С того момента, как получен диагноз, родитель может пойти и оформить для ребенка
Почему это нужно сделать: это дает дополнительные материальные плюсы в виде пенсий, выплат и льгот. При том уровне сложностей, с которыми сталкиваются семьи и люди с аутизмом, такая дополнительная поддержка будет не лишней.
Конечно, это не исчерпывающие сведения — но они помогут родителям сориентироваться и выбрать направления для дальнейших действий и принятия решений. Дополнительную и более подробную информацию вы можете найти по ссылкам в статье, а также на сайте фонда «Обнаженные сердца».
Фонд помощи детям и молодежи «
1 https://nakedheart.online/articles/autizm-vstrechaetsya-u-kazhdogo-54-go-rebyonka
2 https://www.nichd.nih.gov/health/topics/autism/conditioninfo/treatments/early-intervention