Как помочь ребенку подружиться со злостью?
Непросто бывает родителю признать, что его ребенок все чаще становится зачинщиком драк на площадках или в саду. Бывает, что дети бьют или царапают мам и пап, и это не стоит воспринимать как милую шалость. Чем надеяться на то, что они это перерастут, лучше как можно раньше научить их справляться со своими эмоциями без того, чтобы выплескивать их на тех, кто рядом. Что же делать?
Столкнувшись со вспышкой агрессии, используйте следующий алгоритм.
- Называем эмоцию, которая вызвала то или иное поведение. Если не знаем точно, то мы можем предположить: «Ты расстроен или ты, возможно, злишься, я вижу, что тебе сейчас непросто». Таким образом мы простраиваем в сознании ребенка «мостики» между событием, которое вызвало эмоцию, и ее выражением.
- Показываем, что мы принимаем и понимаем сильные чувства ребенка: «Ты очень разозлился на сестру, она сломала твою постройку, я понимаю, как это обидно».
- При физической агрессии ребенка важно уверенно и быстро остановить удары или попытки укусить вас. Можно крепко обнять ребенка, держа его руки в безопасном для вас и него положении. И уже дальше проговорить то, что произошло.
Принимая и понимая реакцию ребенка, мы, конечно, не одобряем такие последствия ее выражения, как драка, укусы, обзывательства. Мы предлагаем ребенку освоить другие способы, которые позволят сообщить о том, что он злится:
- Обучаем дыхательным упражнениям. Например, сделать три медленных вдоха и выдоха, если он или она чувствует прилив злости;
- Предлагаем потопать ногами и сказать словами, почему он или она злится;
- Рисуем или лепим злость;
- Внимательно выслушиваем причину негативной реакции, прежде чем оценить последствия, — так ребенок научится чаще говорить об эмоциях словами, зная, что его готовы понять;
- Предлагаем взять тайм-аут и побыть одному, чтобы успокоиться, если это необходимо;
- Не пытаемся устраивать разбор полетов в разгар конфликта;
- Используем детские книги об эмоциях, чтобы вместе с персонажами учиться дружить со своими чувствами и выражать их понятными окружающим способами;
- Не боимся агрессии как таковой, не подавляем ее;
- Учимся всей семьей конструктивно выражать сильные чувства по отношению друг к другу.
Обучая ребенка понимать свои эмоциональные состояния, предлагая ему альтернативные способы, мы помогаем ему справляться с непростыми чувствами. Он становится психологически более устойчивым.
Благодаря этому ему удается направлять природную энергию агрессии в нужное русло, экологично отстаивать свои границы, а также без страха заявлять о себе миру.
Для чего нужна агрессия?
Примерно с двух с половиной лет ребенок начинает осваивать понятие личных границ. Именно в этот период мы сталкиваемся с внезапными протестами, отказами есть любимую кашу, надевать куртку в мороз и ложиться спать вовремя. В этом возрасте ребенок начинает знакомиться со своими эмоциями и их выражением, учится демонстрировать свою волю.
Пока еще незрелый мозг дошкольника не в состоянии предоставить вам логическое объяснение своего поведения, провести анализ эмоций и поступков, затормозить яркие вспышки чувств. Поэтому если мы просто наказываем за агрессивное поведение, запрещаем его, призываем ребенка быть «хорошим», мы не даем ему вариантов для выражения злости. Таким образом, она накапливается внутри и прорывается наружу с помощью разрушительных способов.
Сами по себе эмоции не бывают хорошими или плохими, каждая из них необходима нам для проживания всего многообразия нашего опыта. Агрессия заложена природой для того, чтобы мы могли постоять за себя и защитить свои личные границы, если почувствуем опасность. Кроме того, в современном мире эта энергия позволяет заявлять о себе и добиваться целей.
Об авторе
Ирина Белобородова — детский психолог, игровой терапевт, преподаватель психологии. Ее блог.