ЭКО тогда и сейчас: как за 30 лет изменилось проведение процедуры в России
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

С какими проблемами раньше сталкивались врачи?

На первых этапах становления метода ЭКО трудностей было много:

  • Отсутствие оснащения, которое необходимо для работы

Чаще всего это касалось инкубаторов, в которых растут и развиваются эмбрионы. Для этого необходим определенный температурный режим, газообмен (чтобы эмбрионы чувствовали себя, как «в утробе матери»), специальные питательные среды, в которых живут эмбрионы.

  • Трудности в закупке специального расходного инструментария 

Не хватало даже катетеров, с помощью которых происходит перенос эмбрионов в полость матки. Что-то делали сами, что-то удавалась позаимствовать у коллег-животноводов, которые проводили оплодотворение животных. У них, как оказалось, было больше опыта. Одноразового инструментария тоже не было, все приходилось стерилизовать. 

  • Сложность получения яйцеклеток

Получение их было возможно только при проведении лапароскопии. То есть пациентку необходимо было госпитализировать и произвести ей лапароскопию под общим обезболиванием (инкубационным наркозом). В то время не было УЗ-приборов, при помощи которых можно было бы проводить забор ооцитов в амбулаторных условиях. 

  • Нехватка лекарственных препаратов

Не доставало препаратов, которые необходимы для получения достаточного количества яйцеклеток хорошего качества. Поэтому эффективность лечения, к сожалению, была очень низкая. 

В конце 80-х — начале 90-х ситуация стала меняться: появились новые УЗ-приборы, которые позволяли проводить забор яйцеклеток в амбулаторных условиях, под контролем УЗИ, при «неглубоком» внутривенном обезболивании. Появились одноразовое расходные материалы, а главное — лекарственные препараты, которые дали возможность получать зрелые яйцеклетки и качественные эмбрионы.

Как работает программа ЭКО в России сейчас?

По данным международных регистров, наша страна занимает четвертое место в мире по количеству проведенных циклов лечения с помощью ВРТ после Китая, Японии и США. А по количеству наступивших беременностей, мы входим в топ-10 стран с наиболее высокими процентами успешного лечения.

Это говорит о том, что у нас прекрасные перспективы по эффективности лечения! У нас высококвалифицированные врачи, генетики, эмбриологи, прекрасно оснащенные клиники. Есть все необходимое для внедрения новых методов лечения и повышения эффективности нашей работы.

Что уже изменилось? Метод ЭКО относится к вспомогательным репродуктивным технологиям, которые очень быстро развиваются и являются эффективными методами лечения бесплодия — как женского, так и мужского.

Расширились показания к применению этих методов лечения

Так, за последние два десятилетия количество супружеских пар, которые обращаются в клиники ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) по причине так называемого мужского фактора, значительно увеличилось. Это может быть связано с воздействием внешних факторов, изменением радиационного фона, различными заболеваниями, некачественными продуктами питания, алкоголем, курением.

Помочь таким парам родить здорового ребенка — в наших силах. Метод ИКСИ (интрацитоплазмотического введения сперматозоида во внутрь яйцеклетки) в наше время не представляет трудностей для квалифицированного эмбриолога.

Кроме того, с развитием технологий стало возможным определить, будет ли здоров будущий ребенок или нет, еще до переноса эмбриона. Для этого на стадии 5-6 дня развития эмбриона производится так называемая предимплантационное генетическое тестирование (ПГТ). С его помощью мы можем выявить возможную генетическую патологии, например, синдром Дауна. 

В настоящее время ВРТ стал доступном методом лечения бесплодия*. Я не вижу причин, почему не надо думать об ЭКО. К примеру, если присутствует желание родить ребенка, но беременность не наступает более 1,5–2 лет, то необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Только надо помнить, что достаточно молодой возраст — это главное условие успешного лечения и рождения здорового ребенка!

*процедура ЭКО доступна бесплатно по ОМС

Елена Калинина

Д.м.н, профессор, генеральный директор клиники репродуктивного здоровья.