Чтобы вырастить успешную личность, способную проявлять инициативу, обладающую здоровой самооценкой и умеющую принимать решения, нужно много условий. И очень важна образовательная среда, в которую попадает ребенок.
Подавление инициативности не поможет человеку самореализоваться. И наоборот, умение поддержать детей в их самовыражении — важный талант настоящего воспитателя и педагога. Об этом мы поговорили с Екатериной Рыбаковой — основателем Фонда «Университет детства», президентом и сооснователем Рыбаков Фонда.
«Изначально наш фонд занимался запуском инициатив, направленных на развитие предпринимательства. Мы увидели: для того, чтобы предпринимательское поведение больше распространялась в нашем обществе, нужно что-то менять в образовании, в качестве взаимоотношений людей в системе образования.
А именно, нужно менять среду с вертикальной, иерархической, доминирующей и подавляющей на поддерживающую, мотивирующую, вдохновляющую и позволяющую проявляться, проявлять себя, самовыражаться, самореализовываться и проявлять инициативу. Поддержка педагогами и воспитателями этих качеств в ребенке — это и есть важный фокус изменений, на который мы ориентировались в фонде».
Задача человека, работающего с детьми, — помочь им раскрыться
«Я бы законодательно зафиксировала право детей на 2 часа в день свободной игры минимум, — говорит Екатерина. — И обязанность взрослых — обеспечивать им эту возможность.
Свободная игра не значит, что педагог в это время сидит и занимается своими делами. Свободная игра — это то, что требует подготовки специалиста: он должен ее организовать, создать безопасную и комфортную среду для того, чтобы игра зародилась, и поддерживать ее. Это способ постижения мира, способ познания себя и своих возможностей, талантов.
У детей в определенном возрасте это происходит через игру. Их увлеченность, интерес, фантазия, творчество — все, что включается в игре — необходимы для полноценного развития. Без этого есть выучивание, дрессировка, когда прививаются ребенку просто какие-то навыки, натаскивают его».
Такой подход к обучению зависит в первую очередь от воспитателя, педагога.
Какими качествами должны обладать те, кто работает с детьми?
«Есть две категории этих характеристик, — поясняет Екатерина Рыбакова. — Одна из них — это компетенции, знания, профессионализм, а вторая — просто человеческая сторона. Воспитатель должен обладать определенными душевными и духовными качествами, быть гуманным, видеть в ребенке человека, это главное. Причем не «недочеловека», из которого надо сделать человека, а уже сейчас — личность. И относиться к нему как человеку, как к себе. С уважением, вниманием, доверием и к ребенку, и к семье.
Важны гибкость и психологическая устойчивость, то, что можно назвать терпимостью или терпением. Но не таким, которое дается с усилием над собой, а тем, что естественно возникает, когда педагог готов к разным детским проявлениям. Когда он исходит из того, что дети все разные, у всех свои особенности, и заранее готов принимать их такими, какие они есть».
Работая в системе образования, люди нередко устают, даже выгорают. Но для того чтобы создавать детям безопасную развивающую среду, деликатно направлять их и помогать раскрываться, педагогам нужны собственные ресурсы.
«Поэтому, создавая фонд „Университет детства“, мы стремились создать пространство уже для педагогов, где они, с одной стороны, имеют возможность развивать свои навыки, а с другой — получают поддержку и признание. А это то, чем педагоги дошкольного образования особенно сегодня обделены, — убеждена Екатерина. — В эту профессию идут люди, которые осознают важность этого периода жизни ребенка. То, насколько гармонично будет дошкольное детство, во многом определяет успешное будущего любого человека. И хочется, чтобы наши педагоги соответствовали этой миссии, чтобы они имели возможность развиваться в профессии и получали поддержку».
Основатель Фонда «Университет детства», президент и сооснователь Рыбаков Фонда