Думскроллинг (англ. doom — «злой рок», «гибель» и scroll — «прокручивать, листать») — одержимое просматривание соцсетей и веб-сайтов в поисках плохих новостей.
«Залипнуть» в новости не так уж и сложно — те же социальные сети устроены таким образом, чтобы мы прокручивали страницу вниз (или вправо, если это сторис), оставаясь на сайте или платформе как можно дольше. В итоге, вместо того, чтобы отложить телефон, мы втягиваемся в тревожное чтение не на один час, накручивая и накручивая себя.
«Человек хочет опереться на то, что нерушимо, что известно: если мы знаем, что происходит, то знаем, что будем или не будем делать. Появляется вектор, — говорит психолог и гештальт-терапевт Дмитрий Гаврилов. — Думскроллинг дает ощущение, будто благодаря знанию всех новостей, всего, что происходит в мире, человек находится в безопасности, контролирует ситуацию. На деле все иначе: от изобилия информации человек теряется, перестает понимать происходящее и сталкивается с собственным бессилием, так как он не может ни на что влиять».
Регулярное чтение плохих новостей, конечно же, ничем хорошим кончиться не может. Исследования
Как перестать думскроллить?
Главное в борьбе с думскроллингом — осознать, что вы делаете, то есть рефлексировать в моменте, отмечает психолог Дмитрий Гаврилов. «Важно сохранять критическое мышление и, как это ни странно, доверять себе, слушать свой внутренний голос. Кроме того, необходимо понять, откуда вы берете информацию и что с ней будете делать дальше».
Абсолютно любое знание должно быть переварено, осмыслено, а бездумное поглощение контента может привести к «отравлению», говорит эксперт. «Поэтому критически смотрим на информацию, что она дает, насколько она необходима для опоры. Помните: с любой информацией, которая попала в голову, нужно что-то делать, ведь так устроен мозг. Он любит практическое знание».
Если вы понимаете, что вам необходимо что-то узнать или просто быть в курсе происходящего, остановитесь и задайте себе один вопрос, прежде чем погрузиться в новостную ленту
«Звучать он может примерно так: „Что я хочу услышать и чего жду от этой информации?“. И нужен для того, чтобы быть подготовленным, — объясняет психолог Дмитрий Гаврилов. — Важно и то, откуда вы берете информацию, официальную — из официальных источников, специализированную — из специализированных. Необходима экспертность, она вызывает доверие».
Думскроллинг основан на нашей потребности быть информированными. Как отмечает эксперт, механизм этот правильный: «Быть в курсе того, что происходит вокруг — почти инстинкт». Однако важно не забывать, что когда мы фокусируемся на многочисленных новостях, которые уже прошли в тот момент, когда о них написали, мы теряем самое главное — проживание момента, ощущение здесь и сейчас.