«Достаточно хорошая мать»: как Дональд Вудс Винникотт научил нас не волноваться и любить родительство — 4 главные идеи
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Биография

Педиатр и детский психоаналитик Дональд Вудс Винникотт провел тысячи консультаций, бесконечно шлифуя понимание первичной связи матери и ребенка. Из этих пристальных и человечных наблюдений выросло убеждение: родители должны узнать, что обладают природными способностями и внутренними ресурсами, чтобы помочь развиваться детям.

«Достаточно хорошая мать» позволяет младенцу почувствовать, что он — творец мира, и не заставляет его слишком рано (до года) узнать, что на самом деле это не так. Постепенно ребенок обнаружит, что заблуждался, и осознает, что он всего лишь «песчинка во Вселенной». Только тогда «достаточно хорошая мать» познакомит его с реальность, понемногу позволяя испытывать неудовлетворенность (фрустрацию).

Первый опыт всемогущества создает настоящие, аутентичные отношения с миром

Одаренный огромной интуицией, специалист выдвигал новаторские идеи о психике младенцев и детей, умея найти фразы, позволяющие обратиться к сокровенным глубинам и при этом не ранить другого. Его передачи на «Би-би-си» помогли тысячам родителей лучше понять собственные эмоции и эмоциональную жизнь детей: внушая уверенность в их действиях, он позволял взрослым самостоятельно находить выход в трудных ситуациях.

Принципиально стремясь видеть в людях хорошее, Дональд Вудс Винникотт сделал очевидным творческое начало, присутствующее в каждом человеке, и считал, что этот изначальный дух надо всеми силами оберегать.

Даты

  • 1896 год — родился в Плимуте, в графстве Девоншир (Великобритания), в музыкальной семье образованных англичан-протестантов.

  • 1916 год — изучал медицину, после начала войны ушел в армию санитаром.

  • 1923 год — начал проходить психоанализ у Джеймса Стречи, получил должность в двух лондонских детских больницах, где проработал в течение 40 лет как педиатр и психоаналитик.

  • 1939 год — запустил серию радиопередач на «Би-би-си», которые выходили до 1962 года. Там он объяснял родителям, почему они и так неплохо растят детей.

  • 1941 год — изучал последствия эвакуации и лишений для детей.

  • 1956 год — стал президентом Британского психоаналитического общества.

  • 1971 год — умер в Лондоне. В дневнике он записал молитву: «Господи! Сделай так, чтобы, когда я буду умирать, я еще был живым».

Основные идеи

1. На руках матери

Роженица или молодая мать находится в совершенно особом состоянии, позволяющем лучше всех понимать потребности малыша. Слияние с ребенком, будучи временным и даже аномальным, создает младенцу достаточно благоприятное окружение, чтобы он мог правильно развиваться.

Дональд Вудс Винникотт подчеркивал необходимость материнского присутствия в начале жизни для формирования уверенности в себе

«Нет такого объекта, как младенец», — говорил он. Ребенок нуждается в первичном окружении и физическом и психологическом «пребывании в/на руках матери» (holding — «удерживание», — «все то, что мать делает, и все то, чем она является для грудного ребенка»), чтобы позже осознать, что значит быть самим собой.

2. Переходный объект

Когда маленький ребенок ложится спать, он нуждается в том, чтобы взять с собой игрушку, которую позже будет носить в ясли или детский сад. Это «переходный объект», так как в нем заложены разные «переходы»: от дня к ночи, от присутствия к отсутствию матери, от того, что ребенок может ухватить в ней, к тому, что остается у него внутри.

Этот объект — двойной природы: он одновременно и мать, и младенец, в его запахе смешиваются их индивидуальности

Именно поэтому его ни в коем случае нельзя стирать, иначе, лишившись вложенных чувств и переживаний, он утратит смысл. Когда ребенок берет игрушку, выходя из дома, то ощущает, что мама по-прежнему протягивает руку, что он по-прежнему рядом с ней.

3. Опасность ложного «Я»

Если ребенок получил недостаточно материнского внимания в первые три года жизни, то не сможет поддерживать состояние творческой иллюзии, создаваемое игрой и переходным объектом. И тогда он будет слишком, чрезмерно приспосабливаться к окружению.

Вместо того чтобы почувствовать, что другие его понимают, ребенок вообразит, что всегда сам желает того же, что и они

Можно подумать, что он вежлив и прекрасно адаптирован к жизни, но в глубине его души останется пустота. Маленький человек был вынужден приспосабливаться к другому раньше, чем осознал собственные потребности и желания. В таком случае весь экзистенциальный опыт будет окрашен ощущением ложности его «Я», чувством, что он не является самим собой.

4. Игра — дело серьезное

Именно в игре ребенок вступает в контакт с ощущениями — с тем, что он существует, и с тем, какой он. Именно благодаря этому он может вынести вовне то, что происходит внутри, и поэтому игра так ценна для психического развития. И наконец, именно так ребенок может завести друзей, а значит, учиться общению.