Для начала примите как данность — пострадать от действий жуликов может любой человек. Чаще всего мы попадаемся на удочку мошенников в состоянии стресса, повышенной тревожности, раздражительности или депрессии — любое отклонение от психологической нормы делает нас более уязвимыми.
Злоумышленники умеют считывать наше психическое состояние и подбирают именно те инструменты, которые будут эффективны в конкретных обстоятельствах. Уровень интеллекта и уверенность в себе также влияет на то, попадем мы под влияние мошенников или нет.
Когда мы плохо разбираемся в теме, то склонны доверять экспертам. А особенно экспертам в форме: человек в одежде священника или врача интуитивно вызывает у нас больше доверия. То же самое относится к мошенникам, которые представляются сотрудниками ЖКХ и разводят пожилых людей на установку дорогостоящего и зачастую ненужного оборудования.
В состоянии стресса человек более внушаем, о чем обманщики прекрасно осведомлены. Поэтому даже самых устойчивых из нас можно довести до состояния, в котором мы отдадим последнее.
Взять, к примеру, традиционный способ уличного обмана — так называемый цыганский гипноз, когда нас окружают со всех сторон, громко просят о чем-то, дотрагиваются до рук и одежды. Все это действо направлено на то, чтобы искусственно вызвать стресс, то есть внезапное, резкое и непривычное для обычного городского жителя состояние.
То же самое происходит, когда нам звонят якобы из полиции с сообщениями об аресте близкого родственника. Агрессивный тон разговора, угрозы, психологическое давление — в такой ситуации мало кто из нас способен принимать здравые решения, быть последовательным и адекватным. Тем более, когда начинает бешено колотиться сердце и подступать дурнота.
«Реакция нашего тела на стресс едина для всех млекопитающих и заключается в стандартных действиях: «бей, беги или замри», — объясняет психиатр-психотерапевт Павел Бесчастнов. — Эта формула работает при любых внезапных и стрессовых ситуациях.
Физиологически перенапряжение может проявляться в учащении сердцебиения, повышении артериального давления, рефлекторном напряжении мышц — все зависит от того, насколько сильно человек переживает. Масштаб реакции может быть разным, но отличия эти количественные, а не качественные.
Если говорить о крайних формах телесных проявлений, то это могут быть и головные боли, и рвота, и псевдоистерические параличи».
Добыча мошенников — не приз в соревновании. Это то, что принадлежало нам по праву
Главная проблема заключается, по мнению Павла Бесчастнова, в том, что мы воспринимаем ситуацию не как несчастный случай, а как некое социальное взаимодействие. И это мешает принять случившееся.
«Когда становишься жертвой чужой злой воли, мозг начинает лихорадочно хвататься за эмоции — гнев, стыд или вину. Мы воспринимаем произошедшее как проигрыш в некоем абстрактном соревновании», — продолжает психолог.
По его словам, специфика всех «обманок» заключается в следующем: мы чувствуем себя так, будто проиграли в какой-то конкурентной борьбе.
«И здесь надо понимать, что это не соревнование умов: мошенник не соревнуется с жертвой — он пытается ее обмануть, — говорит Павел Бесчастнов. — Все не так, как если бы мы готовились к экзамену и провалили его. И не так, как если бы влюбились, и нас отвергли. Все совершенно иначе».
Добыча мошенников (например, наши деньги) — не приз в соревновании. Это то, что принадлежало нам по праву. Поэтому оснований для чувства стыда или вины просто нет. Но если это не проигрыш, то что тогда? Стоит воспринимать произошедшее как несчастный случай и не спрашивать себя раз за разом, как такое могло случиться.
Гораздо полезнее перевести взор с прошлого на будущее. Что я могу сделать? Например, оценить масштаб ущерба или решить, стоит ли обращаться в правоохранительные органы.
«Обвесили, обсчитали, обманули, развели, навязали ненужную услугу — событие уже произошло, и оно необратимо, поэтому лучше думать над тем, можно ли все исправить, — советует Павел Бесчастнов. — Если отыграть обратно нельзя, то принять потери и списать их на то, что на языке финансистов называют «стоп-лосс». Например, вы просто могли потратить эти деньги по глупости. Или напившись. Или совершив ненужную покупку».
Как можно помочь себе в сложившихся обстоятельствах?
«Первое — понимать, что мы имеем право на переполняющие нас эмоции, будь то стыд, гнев, страх, раздражение или обида, — уверен Павел Бесчастнов. — Не говорить себе: «Мне нельзя так бурно реагировать». Наоборот, выдавать эмоциональную реакцию в таких условиях — абсолютно нормально».
А справиться с переживаниями поможет любой отвлекающий маневр — размеренное дыхание, медитация, активная умственная или физическая нагрузка. В общем, все то, что приведет нас в результате к главному выводу: «Да, это ужасно, досадно, нелепо, но это просто деньги. И жизнь продолжается».