В токсичных семьях не ставится цель создать близкие, теплые отношения. Братьев и сестер нередко натравливают друг на друга. Токсичные родители делают это затем, чтобы сохранять контроль над отношениями в семье, даже когда дети повзрослеют. Манипуляции могут быть и открытыми, и очень тонкими, однако так или иначе губят все привязанности между членами семьи.
Сила токсичных семей — в количестве их членов. Чем более многочисленна семья, тем лучше она прячет нездоровые отношения, особенно от посторонних. Токсичные семьи, стараясь добиться желаемого результата, применяют самые разные приемы подавления:
Некоторые члены семьи, чтобы добиться внимания, перестают разговаривать с родственниками — даже с внуками.
Иногда кто-то из родственников делит семью на «своих» и «чужих» — например, на кровную родню и чьих-то «пришлых» жен и мужей.
Порой в токсичных семьях много сплетничают, чтобы вызвать напряженность между отдельными членами.
Одним из первых шагов должно стать выявление абьюза и осознание, что семейные нарушения — дело не индивидуальное, а коллективное. Если достаточно долго наблюдать токсичную семью, то можно заметить, что козлами отпущения делают разных членов семьи по очереди.
В семье, где практикуют психологический абьюз, в каждый момент есть конкретная жертва. Ведь иначе пришлось бы обратить внимание на собственные психологические проблемы и заняться работой над ними. А такое вряд ли возможно.
Разделяй и властвуй
В токсичных семьях часто прибегают к приему «разделяй и властвуй». Особенно его любят применять в отношениях между свояками — родственниками по браку. Наверняка вам попадались семьи, свекрови в которых имеют массу претензий к невесткам — женам сыновей. А может быть, все наоборот, и это зять служит козлом отпущения для родственников жены? Так или иначе, прием «разделяй и властвуй» зачастую прекрасно маскируется.
Цель подобной разновидности абьюза — заставить «пришлого» родственника почувствовать себя отверженным, нежеланным, изгнанным из большой сплоченной семьи жены или мужа. Супругов и даже детей «пришлых» родственников принимают в семейный «клуб», а изолированную жертву — зятя или невестку — нет.
Это взрослая версия игры, в которую в старших классах играют злые мальчики и девочки. Как вы думаете, что будет, если жертва решит пожаловаться на такое обращение? Ей скажут, что она несговорчивая, взбалмошная и стремится все контролировать. В действительности все наоборот. Жертва в глубине души чувствует, что с ней играют в тайные игры.
Психологический абьюз зачастую очень трудно распознать
Именно поэтому такими мелочными выглядят со стороны жалобы жертвы на то, что ей приходится сидеть отдельно от супругов и детей в ресторане, в котором собралось все большое семейство. Ведь оно на это и рассчитывает, нарочно подстраивает все так, чтобы зять или невестка выглядели глупо, когда рассердятся, огорчатся или так или иначе эмоционально отреагируют на абьюз — самый что ни на есть настоящий, но скрытый.
Нередко приманкой служат деньги. Семейство щедро обещает (и иногда даже держит слово) оплатить поездку на отдых, помочь с ипотекой, дать денег на высшее образование для внуков, купить машину. После этого зять или невестка оказываются в долгу. Члены семейства не стесняются заявлять о своих желаниях и потребностях, совершенно пренебрегая интересами жертвы. Ее ставят в положение, когда она чувствует себя обязанной соответствовать всем требованиям (как высказанным, так и не высказанным) токсичных родственников.
Игра в доброту
Чтобы совершать поступки, которые показывали бы их с положительной стороны, этим людям приходится притворяться. Однако так наигранно по-доброму абьюзеры ведут себя недолго и в конце концов возвращаются к своей «норме».
Резкое возвращение абьюзеров к их подлинному «Я» со всеми типичными проявлениями личностного расстройства воспринимается жертвой особенно тяжело, если следует за периодом наигранной приветливости. Травмированному члену семьи только что сулили любовь и внимание, в которых он так нуждался, — и вдруг снова смотрят на него как на пустое место или оскорбляют. Именно из-за цикличности семейного абьюза жертве особенно трудно вырваться из этой ситуации и обрести исцеление.
Подводя итоги
Если жертва чувствует себя изолированной (как физически, так и эмоционально) от родной семьи, то переживает глубочайшее горе. Если подвергается абьюзу, насмешкам и унижениям со стороны семьи жены или мужа, то это также может вызвать у нее чувство горя, однако в таких случаях главной своей эмоцией жертвы обычно называют гнев.
Когда большая семья мужа или жены не любит нас так, как мы того заслуживаем просто по праву быть человеком, жизнь меняется. Праздники перестают быть таковыми. Попытки отметить важные вехи в жизни не вызывают ничего, кроме неловкости. Вместо любви и привязанности — только напряженность.
Исцеление от влияния токсичной семьи — небыстрый процесс, поскольку жертве необходимо перепрограммировать самые основы своих убеждений. Однако это возможно, не сомневайтесь. И если жертва понимает, что восстановление личности после травмы семейного абьюза требует времени, — это само по себе большой шаг к выздоровлению.
Гордон Брайони «Ненормальные. Как найти равновесие в нашем безумном мире» (АСТ, 2021)
От депрессии и тревоги до расстройств личности: каждый четвертый из нас ежегодно испытывает проблемы с психическим здоровьем.
Брайони Гордон, английский журналист и колумнист The Telegraph, рассказывает личные истории о выходе из кризисных ситуаций. Дает практики для решения проблем со сном, тревожностью и навязчивыми мыслями, самооценкой и установлением границ.
Перед нами честное и прямое руководство по психическому здоровью, которое поможет каждому чувствовать себя лучше, сильнее и менее одиноким.