Если спросить любого родителя, приносит ли ребенку пользу дневной сон, ответом практически всегда будет «да». Недавнее масштабное исследование группы ученых из Пенсильванского и Калифорнийского университетов подтверждает то, что родители знают по опыту: дневной сон благотворно сказывается на настроении, уровне энергии и школьных показателях.
Исследование примерно 3000 учеников четвертого, пятого и шестого классов в возрасте 10-12 лет выявило связь между дневным сном и такими показателями, как жизнерадостность, самоконтроль и выдержка, поведение и уровень IQ. Последнее напрямую отражается и на результатах выпускных экзаменов в шестом классе.
Наиболее обоснованные выводы касаются академической успеваемости. «Дети, которые не менее трех раз в неделю спали днем, улучшили показатели успеваемости в шестом классе на 7,6%», — сообщает соавтор проекта нейрокриминолог Адриан Рейн из Пенсильванского университета.
Недостаток сна и сонливость наблюдается более чем у 20% всех детей, делится ведущий автор исследования Джанхонг Ли, специалист в области общественного здравоохранения. Широко известно негативное влияние недостатка сна на когнитивные функции, эмоциональное и физическое состояние. Однако в центре внимания предыдущих исследований были лишь дети дошкольного возраста и младше.
Отчасти корень проблемы в том, что в США и других странах, подрастая, дети перестают спать днем. В Китае, например, эта практика сохраняется и в начальной, и в средней школе, а также у взрослых. Так что ученые обратились к результатам работы Китайского проекта когортных исследований*, цель которого — наблюдать за контрольной группой детей с первого года жизни до подросткового возраста.
Дневной сон легко встраивается в распорядок жизни. Конец учебного дня можно немного сдвинуть
Исследователи собирали сведения о частоте и длительности сна по каждому из 2 928 детей с четвертого по шестой классы включительно. По окончании шестого класса был подведен промежуточный итог: ученые проанализировали как психические показатели (выдержку и жизнерадостность), так и физические — индекс массы тела и уровень глюкозы, а также поведение и успеваемость детей.
Затем исследователи проанализировали связь между итоговыми показателями каждого ребенка и дневным сном, с корректировками на пол, возраст, расположение школы, уровень образования родителей и длительность ночного сна. Это было первое всестороннее изыскание такого рода.
«Многие лабораторные исследования людей разного возраста показывали, что короткий сон способен существенно улучшать способности к решению различных когнитивных задач, — объясняет исследователь сна Сара Медник. — Теперь у нас появилась возможность работать с фактическими данными реальных людей, подростков, изучать широкий спектр их поведенческих, академических, социальных и физиологических показателей».
Педиатры и представители официального здравоохранения в США давно ратуют за более позднее начало школьного дня, и благодаря результатам исследования ученые могут предложить альтернативу существующему расписанию.
«Послеобеденный сон легко встраивается в распорядок жизни, — утверждает Джанхог Ли. — Конец учебного дня можно немного сдвинуть, чтобы не жертвовать общей продолжительностью занятий. Такое расписание также сократит время, которое дети проводят перед мониторами, а ведь увлечение девайсами влечет за собой не самые благоприятные последствия».
Теперь исследователям предстоит понять, почему дети более образованных родителей спят днем чаще, спрогнозировать перспективу распространения дневного сна во всем мире, изучая степень влияния личности и культуры, и разобраться, напрямую ли он приводит к лучшей академической успеваемости или связь здесь более сложная.
* Когортное исследование используется для выявления причин заболевания, установления связей между факторами риска и их последствий для здоровья. Исследователи наблюдают за группой людей, набранных в когорту, в течение определенного периода, пытаясь обнаружить изменения в состоянии их здоровья, связанные с интересующими исследователей факторами риска.