Сложности в овладении чтением — не редкость, они знакомы примерно каждому десятому школьнику. Как своевременно заметить нарушения? «Диагноз «дислексия» могут поставить только школьнику, и то не в первые месяцы обучения, а ближе ко второму классу. У детей, которые еще не ходят в школу, можно говорить лишь о предрасположенности к дислексии», — объясняет Ольга Величенкова, эксперт Ассоциации родителей детей с дислексией.
На что стоит обратить внимание родителям?
Трудности у дошкольника 5-6 лет
Речевые нарушения
- Позднее начало речи — ребенок заговорил ближе к 3 годам, речь развивалась медленно.
- Есть нарушения звукопроизношения и трудности воспроизведения относительно сложных слов — не собака, а «фабака», не «квадратный», а «крадратный», не гольфы, а «гофли».
- Ребенок не может выучить простое стихотворение из 4-6 строчек.
Проблемы с произвольной регуляцией
Ребенок неусидчив или, наоборот, медлителен, ему трудно выполнять задания, состоящие из последовательности нескольких действий. Все это говорит о недостаточном уровне развития тех психических процессов, от которых зависит формирование письма и чтения в будущем.
Моторные трудности
Общая неловкость, трудности выполнения ритмичных движений, проблемы с мелкой моторикой — не может завязать шнурки, неправильно держит ручку, не справляется с мозаикой.
Зрительно-пространственные нарушения
- Ребенок затрудняется сказать, где у него левая рука, а где правая, могут быть нарушения ориентировки в окружающем пространстве.
- Он не очень хорошо играет в игры, связанные с пространством, — тетрис, конструкторы, копирование по образцу.
Все это базовые психические функции, на основе которых «растут» навыки письма и чтения. Поэтому, чтобы быть уверенными, что проблем нет, в возрасте 3, 5 и 7 лет имеет смысл показать ребенка логопеду и психологу, чтобы своевременно заметить или исключить нарушения в его развитии.
Нарушения у первоклассника
- Длительные отчетливые трудности с запоминанием букв, их звуковых значений. Неспособность соотнести букву и звук.
- Трудности слогослияния: много раз повторили, как читать слог, а ребенок не может его воспроизвести. Или он прочитал один слог, а как прочитать следующий, уже забыл. То есть не происходит автоматизации слогослияния.
- Читая по слогам текст, не может составить целое слово и понять его смысл.
- В прописях есть пропуски и искажения букв, потеря строки, трудности с графомоторикой — силой нажима, точностью, ритмичностью и плавностью движений.
Нарушения у второклассника
- Низкий темп чтения — пороговое количество слов в минуту знает специалист, и он выносит суждение.
- Чтение только по слогам.
- Большое количество ошибок при чтении — замены, пропуски, перестановки букв, угадывания.
- Нарушение смысловой стороны чтения: ребенок не понимает или плохо понимает прочитанное.
Предубеждения родителей, которые стоит развеять
1. Зеркальность — обязательный признак дислексии
Замечая, что ребенок зеркалит буквы и цифры — пишет, скажем, «Р» или «К» в обратную сторону, как в зеркале, — родители часто думают, что это симптом дислексии. На самом деле для дошкольника, овладевающего письмом и чтением, это совершенно нормальное и преходящее явление.
Вот если ребенок во 2-3 классе, при стандартном режиме обучения не способен воспроизвести зрительный образ буквы, ее пространственную ориентацию, только тогда можно говорить о зеркальности как о признаке дислексии.
2. От трудностей чтения и письма можно избавиться за несколько сеансов
Это не так. Навыки чтения и письма формируются долгие годы, и специфические проблемы за 10 занятий снять не получится.
3. Дислексия не лечится
Иногда родителей волнует только одно — устроить так, чтобы ребенок не получал плохих отметок. «Исправить нарушение нельзя, бессмысленно и пытаться, поэтому наша задача — изменить систему оценивания». Им важнее оставаться в зоне комфорта, а не помочь ребенку преодолеть трудности. На самом деле эта проблема решаемая, только она требует от родителей достаточно много усилий и терпения, а главное — искреннего желания помочь.
Что могут предпринять родители?
Настроиться на длительную работу и обязательно находить время для отдыха и восстановления сил, ведь ребенку негде искать понимание и поддержку, кроме семьи.
Создать позитивный настрой помогут книги и фильмы, в которых описаны подобные ситуации. Например, подойдет кинокартина «Звездочки на земле» и книга Рельо Лус «Поговорим о дислексии. Личный опыт и научные исследования» (Олимп-Бизнес, 2021).
Выяснить у специалиста, в чем основная проблема, — от этого будет зависеть ваша домашняя работа.
Если, скажем, у ребенка выраженные речевые трудности, то необходимо:
- больше читать вслух. Оптимально — 40 минут ежедневного чтения взрослым ребенку той литературы, которая будет доставлять радость и вам, и ему;
- играть в речевые игры: заведите несколько настольных игр, вроде «Скрабл» или «Угадай за пять секунд»;
- упрощать громоздкие фразы, которые встречаются в учебниках: делайте их короче, адаптируйте, объясняйте значения неизвестных слов;
- чаще спрашивать ребенка, что значит то или иное слово. Тогда ребенок постепенно приобретет привычку спрашивать об этом и вас тоже. Разъяснение смысла прочитанного сильно облегчает учебный процесс.
Обратиться за помощью
В
Длительное сопровождение можно получить в системе бесплатной психолого-педагогической помощи. Любая ситуация школьной неуспешности — это повод для обращения в
С 4 по 10 октября пройдет Международная неделя осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении. Встречи с врачами и педагогами пройдут на площадках Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и Московского музея современного искусства.
Об эксперте
Ольга Величенкова — доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ, к. пед. н. Является членом «Российской ассоциации дислексии» и членом Экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией.