В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) провели уникальное исследование: 4 последних года студенты по просьбе преподавателей писали эссе о том, что для них действительно важно.
Проанализировав около 400 текстов, ученые составили сборник лучших работ, наиболее ярко отражающих мысли, тревоги и моральные ориентиры современных студентов. Сборник «Между реальностью и виртуальностью: ценности и смыслы поколения XXI века» — это настоящий портрет поколения, доказывающий, что зумеры — не просто «дети ТикТока», которые мало что умеют и ничем не интересуются. Это талантливые и глубоко мыслящие люди, способные на великие свершения.
Свобода и индивидуализм
Исследователи выяснили, что самые значимые ценности для студентов МГПУ — общечеловеческие. Мир, семья, любовь, дружба, образование, любимая работа. Кроме того, для них очень значимы такие понятия, как свобода, справедливость, гуманизм, честность. Они много размышляют о виртуальности, одиночестве, счастье и его недосягаемости, испытывают страх неопределенности и тревогу от непонимания. Их искренне волнует самореализация и принятие себя, они больше не хотят безусловно принадлежать какой-либо вере или какому-либо государству.
«На мой взгляд, самая яркая отличительная черта современного студенчества — это свобода в самом широком смысле этого слова и то, что называется „открытый взгляд“ — мышление аналитическое, гибкое, критическое и гуманистическое», — рассказывает Александра Жукоцкая, профессор МГПУ и один из авторов сборника.
И действительно, ребята много внимания уделяют понятию свободы. Они видят ее в возможности пользоваться интернетом, потому что он помогает преодолевать границы, находить друзей в самых отдаленных уголках мира, черпать знания из самых разнообразных источников. Ее они видят и в способности быть самодостаточным и не принадлежать к толпе.
Но одно из самых важных проявлений свободы для них — это возможность быть собой. Не подстраиваться под чьи-либо идеалы, не бояться проявляться в творчестве и ни от кого не зависеть
«Они не стремятся быть похожими на кого-то, они хотят быть самими собой, — отмечает соавтор исследования, доцент МГПУ Мария Сахарова. — Для них важно познание себя и самореализация. Мне кажется, что это один из главных лейтмотивов всех текстов. Но это не означает, что они эгоисты и зациклены на себе. Они как раз открыты новому, они хотят не только быть услышанными, но и слушать и действовать».
Знания — сила
Еще одна важная ценность, упоминание которой проскальзывает во многих эссе сборника, — знание в том или ином виде. Молодежь считает, что информация — важнейший ресурс, и стремится к ее получению.
«Знания и информация — главный капитал современности, тот, кто обладает знаниями и умеет их эффективно применять, „по жизни не пропадет“, выражаясь простонародно», — сказано в одном из эссе.
И вовсе несправедливо в этом контексте упрекать молодежь в том, что она мало читает. Студенты потребляют информацию постоянно: в соцсетях, на учебе, на работе. И обычные книги для них, по их же признанию, стали, скорее, одним из методов развлечения. А вот практически применимую литературу они уважают и учиться очень любят.
Правда, взгляд на образование у студентов нетипичный
Они считают, что обучение — это не столько профессиональные знания, сколько овладение гибкими навыками вроде коммуникабельности, умения быстро реагировать на изменения среды, работать в команде. Всему этому им тоже важно учиться. Они видят проблемы в системе образования и готовы бороться с ними сами. Будущие педагоги, которыми являются студенты МГПУ, уверены: они смогут стать хорошими примерами для будущих поколений, научить их правильным вещам.
«Если я буду менять школьный мир отдельно взятого класса, есть вероятность, что однажды эти дети вырастут не в апатичных взрослых, а в неравнодушных, эмоциональных, воодушевленных. А вот это новое поколение людей уже будет способно к глобальному изменению мира: прекращению войн, угнетений, всемирных конфликтов», — написал один из студентов.
Материализм и тревожность
Судя по опубликованным эссе, упреки в сторону молодежи в излишней меркантильности также довольно бессмысленны. Ребята отдают себе отчет в том, что деньги — это важно, но знают, что они не главное. При этом студенты уверены, что материальные блага сегодня — результат цивилизационного процесса и было бы глупо ими не пользоваться.
«В каком бы времени человек ни жил, он думал прежде всего об утолении собственных материальных потребностей. Он всегда был собственником, начиная с глубокой древности, когда одно племя стремилось прибрать к своим рукам ресурсы другого племени.
Но мы живем в эпоху постиндустриального общества, когда стремление к материальным благам продиктовано естественным развитием научно-технического прогресса. Кто из нас будет носить плохую одежду и есть объедки, если за небольшие деньги можно приобрести вполне качественные, удовлетворяющие потребности среднего класса продукты и вещи?» — рассуждает в эссе один из студентов.
Размышления ребят кажутся глубокими и интересными, но многие эссе буквально пронизаны тревогой и неуверенностью в собственном будущем
Вот что об этом рассказывает Александра Жукоцкая: «Результаты некоторых соцопросов, проводившихся среди студентов нашего вуза, к сожалению, подтверждают, что одним из доминирующих состояний современного студента является чувство тревожности. Обусловлено оно рядом обстоятельств, в том числе и так называемой „ситуацией неопределенности“ — характерной существенной чертой нашего времени».
Сложно спорить с тем, что молодежи приходится жить в мире, который меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Студенты понимают, что им, скорее всего, придется в течение жизни менять многое, начиная от профессии и места жительства и заканчивая взглядами на реальность, и ощущают по этому поводу волнение.
Однако это не мешает им глубоко рефлексировать, ясно осознавая свое нынешнее и будущее положение в мире. Много ли поколений могло похвастаться таким глубоким осознанием происходящего вокруг них?
Зачем исследовать молодежь
Одна из целей, которую преследовали авторы исследования и выпущенного по его итогам сборника эссе, — более качественное образование, которое «подстраивается» под ценности студентов. Они уверены: наблюдение за подобной эволюцией взглядов, понимание мыслей, настроений, страхов и опасений помогает преподавателям строить со студентами полноценный диалог и эффективней передавать знания.
Но была и другая цель — более глобальная, рассчитанная не только на преподавателей вузов и людей, им сочувствующих.
«Наша работа полезна тем, что внушает оптимизм, — рассказывает Александра Жукоцкая. — Она разрушает стереотип «а раньше молодежь была лучше», дает надежду и веру в то, что здравый смысл, соединенный с качественным образованием и разумными целями, может быть гарантом более или менее гармоничного, свободного и развитого общества.