Уже неделю 12-летний Роман лишен доступа к социальным сетям. Мама установила на его телефоне и компьютере функцию «Родительский контроль». «Она утверждает, что у меня зависимость от интернета и что я общаюсь там не пойми с кем», — возмущается мальчик. В результате отлучения от соцсетей Роман стал раздражительным и чувствует себя «в изоляции». «Но мама этого не понимает!» — жалуется он.
Цифры говорят сами за себя: почти 80% юных россиян в возрасте 10-16 лет заявляют, что имеют, как минимум один аккаунт в социальных сетях (по данным результатов международного проекта EU Kids Online II в России «Дети России онлайн: риски и безопасность»). Каким ресурсам они отдают предпочтение? «ВКонтакте», YouTube, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), WhatsApp, Telegram… Мобильные приложения для них — естественная среда обитания, место, где они выясняют отношения, обмениваются новостями и впечатлениями, развлекаются, учатся.
Как реагируют на это родители? Одни, обеспокоенные вероятностью привыкания, кибербуллинга и встречи с сетевыми извращенцами, демонизируют интернет, другие, напротив, закрывают глаза на все риски. Осведомлены о деятельности своих детей в интернете менее половины российских родителей.
От 20 до 50% не ведают о том, что их ребенок сталкивается в соцсетях с чем-то опасным или расстроившим его. Эксперты убеждены: задача ответственных родителей — вовремя помочь детям сформировать здоровые отношения с виртуальным миром. И это вполне достижимо, если следовать их рекомендациям.
Объясните смысл соцсетей
Согласно правилам, которые устанавливают сами ресурсы, регистрация в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и YouTube возможна с 13 лет, а «ВКонтакте» — с 14. В действительности дети заводят себе аккаунты в соцсетях гораздо раньше, лет с 9-10. Причем почти половина из них считают, что ориентируются в интернете куда лучше родителей.
Да и сами взрослые склонны так думать. Но это ошибка. «Хотя современные школьники и считают себя «продвинутыми пользователями», эта уверенность носит иллюзорный характер, — подчеркивает психолог Галина Солдатова. — По уровню компетентности в сфере веб- и цифровых технологий они находятся практически на равных с родителями».
Создавая вместе аккаунт, объясните, что не стоит размещать там телефонные номера и адрес
Дети довольно быстро овладевают некоторыми навыками на интуитивном уровне, но многие при этом не знают, как соцсети функционируют, в чем их экономический и социальный смысл, какую роль играет реклама. Необходимо поговорить с ними об этом еще до регистрации в соцсетях.
Спросите у них, почему они выбрали именно это приложение. Что привлекает их больше всего? Объясните, на какие ссылки можно нажимать, в каких закрытых сообществах можно участвовать, а в каких нельзя и почему.
Помогите создать первый аккаунт
Такое предложение о помощи — прекрасный повод познакомить ребенка с вопросами безопасности. «С реальным опытом противоправных действий, насилия, хищения и использования против него личной информации сталкивается один подросток из десяти, — уточняет психолог Елена Рассказова. — Но в зоне риска многие: каждый третий пойдет на встречу с онлайн-знакомым, не рассказав никому или только лучшему другу. И столько же детей пишут о себе достаточно, чтобы вычислить их место жительства, телефон и другие личные данные».
Создавая вместе аккаунт, объясните, что не стоит размещать там телефонные номера (свой и родителей), домашний адрес, а доступ к номеру школы, классу и фамилии неплохо ограничить. Напомните, что необходимо обезопасить себя и при свидании с виртуальным знакомым — предупредить других, выбрать людное место. Проверьте, владеет ли ребенок настройками безопасности в соцсетях.
Участвуйте в их онлайн-жизни
Многие родители ограничивают детей во времени пользования интернетом, но мало кто из них разговаривает, советует, обсуждает правила поведения (пока дети готовы воспринимать эти знания от родителей). «Жесткие запреты избавляют от рисков, но ненадолго. Дети находят способы вновь зайти в сети, — объясняет Галина Солдатова. — Гораздо полезнее делать что-то вместе».
Покажите ребенку интересные подкасты (например, для скачивания музыки или изучения английского языка), видеокурсы, объясняйте, для чего можно выходить онлайн, чего делать не стоит и почему. Исследования показывают: общаться с ребенком в соцсетях и предупреждать о возможных рисках эффективнее, чем помогать ему справиться с последствиями этих рисков.
«Многие родители добавляют детей во «френды», — добавляет Елена Рассказова. — Однако такая дружба имеет смысл, только если вы найдете, что вместе делать и как общаться онлайн, чтобы ребенку и его друзьям это было интересно». Иначе в глазах подростка это может выглядеть как слежка за ним.
Самостоятельная работа
Созданные как учебное пособие «Тренажер» и «Рабочую тетрадь» по курсу «Кибербезопасность» для школьников 5-6 классов» ( Г. Солдатова, С. Чигарькова, И. Пермякова, Русское слово, 2018, 2019) можно предложить ребенку и для самостоятельного изучения. Эти книжки научат вовремя распознавать онлайн-риски, успешно разрешать проблемные ситуации в Сети, защищать свои персональные данные и управлять ими.
«Развиртуализируйте» поведение в Сети
Вы хотите, чтобы ребенок вел себя в Сети уважительно и дружелюбно? Познакомьте его с нормами онлайн-этикета. Объясните, что анонимность в интернете — иллюзия и любое действие навсегда оставляет след. Виртуальный мир — это не зона вседозволенности, где можно делать что угодно. И любое противоправное действие там влечет за собой то же наказание, что и в реальности.
Расскажите, как много проявлений может быть у киберагрессии: помимо травли (буллинга), встречаются и преследования (сталкинг), и создание групп ненависти (хейтинг), и размещение провокационных сообщений (троллинг), и разжигание споров и публичные оскорбления (флейминг). А еще есть секстинг и груминг (установление дружеского контакта с целью сексуальной эксплуатации)…
Не шпионьте за ними: приходите к ним во «френды» под собственным именем
«Двое из трех подростков сталкиваются с киберагрессией в Сети, обычно как наблюдатели, — сообщает Елена Рассказова. — Один из десяти становится жертвой или агрессором». Как понять, что ребенок столкнулся с киберагрессией? «Беспокоиться скорее стоит, если у подростка нарастают признаки тревоги, подавленности или раздражительности, — замечает психолог. — Если вы заметили, что нечто в интернете его пугает, нарушает его сон, попробуйте обсудить это.
Напомните ребенку, что ваша задача — защищать его, и что вы сумеете вмешаться вовремя и предотвратить негативное развитие ситуации». Вы всегда можете пожаловаться разработчикам ресурса и убрать любое оскорбляющее изображение или сообщение в соцсетях.
Доверяйте им
Главная защита от онлайн-угроз — доверительные отношения, которые начинаются с принятия и уважения, отказа от предубеждений и осуждения. Вас раздражает, что сын или дочь проводят онлайн много времени?
Подумайте о том, скольким ценным вещам дети учатся в интернете. «Соцсети удовлетворяют потребность подростка в общении, способствуют появлению связей, в перспективе полезных и важных, — напоминает Галина Солдатова. — Сегодня каждый четвертый школьник 13-14 лет имеет в своей соцсети более 100 подписчиков. Такой круг френдов равен числу социальных связей взрослого».
Соцсети не только задают круг общения подростков, но и влияют на их интересы. Благодаря широкой коммуникации дети быстрее получают помощь, поддержку и признание успехов. Не стоит паниковать, если вы заметите, что у ребенка два аккаунта, — это еще не доказательство его противоправных действий. В большинстве случаев дети просто хотят защитить собственный мир, как это делали в свое время мы сами.
Поэтому не шпионьте за ними: приходите к ним во «френды» под собственным именем и, если вас что-то беспокоит, говорите об этом открыто, но доброжелательно. Только когда ребенок чувствует, что ваша цель не наказать, а помочь, он сможет обратиться к вам в случае затруднительной ситуации или опасности.
Цифры
10 лет — средний возраст начала использования интернета российскими детьми. В Москве и Санкт-Петербурге эта цифра составляет 9 лет.
45% подростков ежедневно проводят в Сети от 1 до 4 часов. Больше всего времени они тратят на общение в социальных сетях и мессенджерах.
Почти половина детей доверяет секреты виртуальным, незнакомым друзьям (45%). По данным исследований Фонда развития Интернет, к виртуальному другу дети и за советом обращаются в два раза чаще, нежели к знакомым (61 и 36%).
Об экспертах
Галина Солдатова — доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Фонда развития Интернет.
Елена Рассказова — психолог, доцент факультета психологии МГУ, соавтор (вместе с Галиной Солдатовой и Тимофеем Нестиком) книги «Цифровое поколение России» (Смысл, 2018).