Для многих дежавю — просто мимолетное жутковатое ощущение в духе «я был здесь раньше». Однако для некоторых это становится настоящим мистическим опытом: они как будто знали, что произойдет дальше: например, что девушка в белой рубашке пройдет слева. Как это объяснить? Стоит ли искать в этих явлениях признаки сверхъестественного — например, подсказки о прошлых жизнях?
Не стоит торопиться с подобными выводами, считает Энн Клири, исследователь памяти в Университете штата Колорадо. Энн — одна из мировых экспертов в области дежавю. Используя лабораторные эксперименты для того, чтобы вызывать в испытуемых и затем исследовать это состояние, она выдвинула теорию о том, почему оно сопровождается чувством «я знал, что это произойдет».
Предчувствия «задним числом»
Проект Клири выявил сильную предвзятость у людей, переживающих дежавю в обычной жизни: якобы они знали, что случится дальше. Но в лабораторных условиях их предсказания не сбываются, так что это не более чем чувство, причем обманчивое. «Если эта иллюзия — просто чувство, почему же люди так верят, что они и в самом деле предсказывают, что будет дальше? Возможно, речь о когнитивной иллюзии».
Чтобы проверить эту теорию в лаборатории, Клири и ее коллеги разместили контрольную группу в декорациях, очень похожих на известную видеоигру Sims. Участников спрашивали, испытывают ли они дежавю. Затем виртуальная сцена поворачивалась влево или вправо, и испытуемых снова спрашивали, предполагали ли они, в какую сторону она развернется. В более позднем эксперименте участникам было предложено оценить, знакома ли им сама сцена — как до, так и после поворота.
После подведения итогов ученые обнаружили: когда дежавю сопровождалось сильными чувствами предсказания, это коррелировалось с тем, что мы назвали бы «переживать задним числом». То есть уже после свершившегося факта поворота декораций человек сообщал, что знал, какой именно поворот должен был произойти. Но эксперимент был организован так, что люди никак не могли этого знать, поскольку повороты делались совершенно бессистемно.
То самое чувство «я знал, что это произойдет» было очень сильным, когда происходило дежавю, и особенно сильным, когда сцена оценивалась участником как очень знакомая. Речь шла не более и не менее чем о сильной предвзятости уже после свершившегося факта.
Когнитивная иллюзия
Команда Клири пришла к выводу, что высокая степень знакомства, которая сопровождает дежавю, также сказывается на постдиктивной предвзятости — той самой, которая срабатывает «задним числом». «Если вся сцена после разворота кажется нам очень знакомой, это может заставить мозг думать, что мы все поняли правильно, — комментирует Энн Клири. — И поскольку это все так знакомо, мы уверены, что знали, что будет происходить».
Дежавю как феномен памяти
Получается, убежденность «я знал, что все так произойдет» — часть иллюзии предсказания, которая часто сопровождает дежавю, считает Клири. Согласно ее предыдущим экспериментам, дежавю — феномен памяти, при котором мы пытаемся восстановить ее фрагмент, но не можем его «поймать». Это похоже на ощущение, когда забытое слово «вертится на языке». Ранее в ее лаборатории были проведены эксперименты, показавшие: когда в пространстве перед испытуемыми отображаются сцены из Sims, которые они видели ранее, но забыли, возникает больше случаев дежавю.
С тех пор как более десяти лет назад Клири начала изучать феномен дежавю, множество испытуемых рассказывали ей о своих переживаниях этого состояния — в том числе таких, когда они были совершенно уверены, будто что-то предсказали. И дело не в том, что эти люди верили в сверхъестественное — многие из них были, по словам ученой, скептиками, как, например, ее коллеги, исследователи памяти.
Новые исследования
Работа Клири продолжается: она объединила усилия с нейробиологами из Университета Эмори, работающими с пациентами, у которых диагностированы травмы медиальной височной доли, в результате которых наблюдаются тяжелые, периодически повторяющиеся дежавю.
Энн Клири также организует эксперименты, в которых дежавю можно испытать по слуховым каналам, а не визуально. «Déjà entendu» — фраза, которую употребляют, когда человек что-то слышал раньше, но не может «поймать» это воспоминание. Это еще одна сторона вопроса, которому Клири и ее ученики готовы посвятить новые исследования.