Безобидные шутки или травля?
Распространенный способ прессинга — насмешки, скрытые под маской юмора и добрых намерений. Старожил «прощупывает» новичка, выискивая слабости. Скрытой агрессией становится не любая шутка — часто это способ наладить контакт, поднять настроение.
Речь идет о прессинге, если отношения неравные: над вами могут шутить, но на вашу остроту реагируют злостью, обидой, высокомерием, а темой насмешек раз за разом становится та, что вас расстраивает, вызывает шквал эмоций.
Ваша задача — обозначить право на личные границы. Уважительно и мудро. Особенно если в команде вы без году неделя и отношения только формируются.
«Врага нужно знать в лицо»
Эксперт в борьбе с корпоративной травлей Тим Филд назвал 4 типа агрессоров.
- «Ищу внимания». Обычно это женщина в образе покровителя, заботливого и доброго человека. Поможет устроиться на новом месте, все объяснит. Но поставьте под сомнение ее профессионализм и методы, и из протеже превратитесь в заклятого врага. Не поскупится на язвительные комментарии и постарается выставить в дурном свете, желательно публично.
- «Хочу быть». Чаще встречается среди мужчин. Мечтает о почете и уважении, но недостаточно компетентен. Поэтому совершенствуется в манипуляциях. Если почувствует в вас конкурента, начнет настраивать команду против. Действует скрыто, и жертва не сразу понимает, почему доброжелательные коллеги стали холоднее.
- «Гуру». Мастер своего дела. Требователен и жесток, не знает сочувствия. Соперником вас не считает, но получает удовольствие, сталкивая лбами других. Ждите провокаций и желчи в адрес коллег. Поддадитесь — станете участником офисных войн.
- «Социопат». Тоже страдает комплексом бога и стравливает людей. В отличие от «Гуру», не снизойдет до личного участия, а воспользуется услугами типа «Хочу быть». Высокомерен с коллегами. Знает, как заручиться поддержкой руководителя и с его помощью сделать жизнь окружающих невыносимой.
Меры против прессинга здесь и сейчас
Если вас атакуют, нужно дать адекватный, разумный ответ, а не строить планы и таить обиду.
- Cвести открытую травлю на нет способны комплименты. Такой необычный и действенный способ предложили исследователи института Беркли. Ведь любая ссора строится на эмоциях и не может развиваться без ответного импульса.
Приведем пример. Старожил язвит: «У тебя такой вид, словно ночевал(-а) на свалке». Вздыхаете: «А ты прекрасно выглядишь. Это новая рубашка?» Старожил: «Что за халтура? Как можно не справиться с такой простой задачей?» Вы: «А у тебя очень хорошо получается. Покажешь?» Старожил: «Лесть — дешевый способ добиться уважения!» Вы: «Зато ты очень искренний и прямолинейный человек. Ценное качество».
Здесь важны открытость и искренность, чтобы слова не походили на манипуляцию. Помните: в каждом человеке есть что-то хорошее.
- Если внутри бурлит и трудно проявлять добродушие, конфликт можно «потушить», говоря медленнее и тише. В ответ на тихую речь сложно повышать голос.
- В ситуации, когда обидчик не нуждается в ответах и подпитывается своим монологом, лучше переключиться на более безопасную тему. А в коллективной беседе — на другого человека. Это поможет снизить значимость момента и лишнее напряжение. Когда отпускаете ситуацию, вас нелегко зацепить колкостью. Пущенный в вас импульс проходит мимо.
«Долгоиграющая» броня
Перечисленные техники помогут, если прессинг открытый. Против скрытого работают долгосрочные методы.
- Налаживайте отношения с теми, кто не настроен против. От них можно получать поддержку, более объективную оценку своих действий и информацию, нужную для включения в работу.
- Не вмешивайтесь в чужие конфликты без веских оснований. Участвуйте в корпоративной жизни. Помогите людям самим, а не с чужих слов оценить вас как личность и профессионала. Наладьте взаимодействие с непосредственным руководителем, чтобы не дать воздействовать на вас, пользуясь его расположением.
- Обсудите зону ответственности, обязанности, способы оценки, сроки и приоритеты.
Если агрессор — важная шишка
Справиться с нападающим на вас поможет вышестоящее лицо. Атмосфера в команде важна и для него: нездоровые отношения приводят к снижению мотивации и показателей продуктивности. Объясните старшему по должности ситуацию с позиции интересов организации и предложите применимые решения.
На стратегических сессиях с представителями компаний я разбираю путь создания среды, где манипуляции и прессинг «не прорастают». Его принципы просты.
- Меньше управленческих звеньев и распределение задач с учетом способностей, а не имиджа и стажа.
- Поиск общих ценностей. Открытый мониторинг достижений и прозрачная связь «действие — результат».
- Конструктивная обратная связь.
- Развивающая среда, где можно «вырасти» и научиться новому вместе.
- Понимание сильных сторон и «зон роста» для себя и команды.
Так коллектив фокусируется на общих усилиях, а не личных распрях. И возникает меньше способов выбить почву из-под ног «неоперившихся» новичков, которые могут быстрее включиться в работу, «расправить крылья».
Столкнувшись с прессингом, можно уйти. Но нет гарантии, что в другом месте будет лучше. Даже будучи новичком, вы влияете на атмосферу в команде. Вам решать — перемещаться с места на место в поиске идеальных условий или помочь создать их там, где вы сейчас. Управлять своей жизнью и карьерой или зависеть от внешних факторов.
Развивайте то, что психология называет метанавыками: самоанализ, эмпатию, гибкость, способность хладнокровно мыслить в стрессовой ситуации и реагировать осмысленно, а не импульсивно. И выстраивайте здоровые, экологичные отношения на основе мудрости и взаимоуважения.
Об авторе
Оксана Набок — эксперт по управлению изменениями и организационному развитию, преподаватель НИУ ВШЭ, управляющий партнер консалтингового агентства