Кто-то из родителей выбирает прерывание беременности по медицинским показаниям. Кто-то наотрез отказывается делать аборт. Причины такого решения разные. Например, некоторые пары ни при каких обстоятельствах не приемлют искусственное прерывание беременности — это противоречит их личным ценностям.
«Когда мы с мужем узнали, что у нашего малыша серьезное генетическое заболевание и, по словам врачей, с вероятностью 99,9% после родов он проживет не больше нескольких дней, мы все равно сказали друг другу: «Мы дадим ему родиться. Дадим шанс побороться за жизнь», — делится Ирина.
Наталья и Сергей до последнего не хотели верить, что диагноз, поставленный их долгожданному Семену на десятой неделе беременности, окончательный. «А вдруг врачи ошибаются? Как можно быть на 100% уверенным в этом, не видя ребенка?» Поэтому они категорически отказались от прерывания беременности, надеясь, что доктора ошибаются и «все будет хорошо». Увы, диагноз позднее подтвердился, и Семен стал «ангелом» — так родители, пережившие перинатальную утрату, называют своих ушедших малышей.
Кариму и Елене сделать медицинский аборт не позволила вера. «Не нам решать, отнимать жизнь или нет. Мы лишь проводники ребенка в этот мир», — объясняет мужчина.
О том, как непросто дается такое решение, знают перинатальные психологи. Это направление в психологии появилось в России относительно недавно. Долгое время родители, потерявшие детей во время беременности, в родах или в течение 28 дней после рождения, оставались один на один со своим горем. В обществе к тому же поддерживался стереотип, что такая потеря несоизмерима с потерей уже взрослого ребенка.
Женщинам, узнавшим, что их малыш не родился, приходилось слышать: «Ничего, еще родишь!», «Зачем мучать себя и ребенка!», «Нужно скорее освободиться, забыть, родить другого». А каково родителям отвечать на вопросы о будущем ребенка, который, скорее всего, не доживет до первого дня рождения?..
Родители, узнав о несовместимом с жизнью заболевании еще не родившегося малыша, пребывают в состоянии неопределенности
Медицинская система, увы, еще не готова к гуманному отношению к родителям детей, чья жизнь висит на волоске уже в утробе матери. Системе не нужна печальная статистика и проблемы, связанные с неизбежным внутренним расследованием причин смерти, проверкой протоколов обязательной реанимации ребенка, которого невозможно спасти. Иногда родители нерожденного малыша сталкиваются также с непониманием со стороны близких.
Сейчас ситуация начала меняться, и в стране стали появляться программы поддержки родителей, переживших перинатальную утрату. Тех, кто сделал осознанный выбор выносить ребенка, несмотря на его неизлечимое заболевание или смерть плода в утробе. Психологическая помощь оказалась нужна и медицинскому персоналу: акушеры приступают к родам, чтобы помочь человеку родиться и жить счастливо, и смерть новорожденного для них — очень травматичное событие.
Многие родители, которым сообщают о неизлечимом и несовместимом с жизнью заболевании еще не родившегося малыша, пребывают в состоянии неопределенности. И им нужна психологическая помощь. Появляются благотворительные фонды, которые такую помощь оказывают. Поддержку и сопровождение при перинатальных потерях оказывает благотворительный фонд «Свет в руках», созданный Александрой Фешиной, потерявшей в родах сына Егора.
«Людям сложно выносить ситуации неопределенности, итог которых сильно повлияет на их жизнь. И особенно — ситуации перинатальной неопределенности: будет ли ребенок жить после рождения? Если да, то как долго и насколько он будет здоров? Иногда родители чувствуют, что сходят с ума от того, что им нужно учесть все возможные варианты развития событий и сделать выбор», — объясняет психолог благотворительного фонда «Свет в руках» Ольга Лебедева.
«Работа с психологом может быть большой поддержкой в такой ситуации. Психолог не сделает за пару выбор, но поможет внимательно учесть все обстоятельства: ценности отца и матери ребенка, условия жизни, то, на кого и как повлияет принятие решения, имеющиеся у пары эмоциональные ресурсы. И потом поддержит при встрече с последствиями сделанного выбора».
Об эксперте
Александра Фешина — трансперсональный психолог, основатель и директор благотворительного фонда помощи родителям в трудной жизненной ситуации