На прошлой неделе, 22 февраля, на фудкорте ТЦ «Авиапарк» в Москве произошла массовая драка подростков, а 26 февраля такие конфликты вспыхнули сразу в нескольких торговых центрах разных городов России. Стало известно, что в драках участвовали представители разных группировок: в первом случае это были «ЧВК Рёдан» и «цб не мит», в остальных столкнулись «ЧВК Рёдан» и их антифанаты.
За этими происшествиями последовали полицейские облавы: было
Подростковые группировки: о чем они?
Считается, что организаторы «ЧВК Рёдан» вдохновились аниме
Главный же герой аниме, Гон Фрикс, решает стать охотником, чтобы найти своего отца и узнать, почему тот выбрал опасную профессию вместо своей семьи.
В этом аниме среди прочих, как положительных, так и отрицательных героев есть участники преступного клана «Геней Рёдан», или «Паук» — это насекомое является символом банды, и у каждого ее члена есть такая татуировка. Сам клан занимается грабежами и убийствами. Российских подростков, которых относят к «ЧВК Рёдан», отличает внешний вид: длинные черные волосы и черная одежда с принтом паука.
Никакой связи с частными военными компаниями (например, ЧВК «Вагнер») они, конечно, не имеют
«Цб не мит» — сокращенно от «Цветной бульвар» и «meet», «встречаться». Это молодежное движение, которое, по словам его участников, занимается антипропагандой. Они делают фото и видео подростков, которые пьют или употребляют запрещенные вещества в районе Цветного бульвара и Китай-города, публикуют их в соцсетях и призывают к действиям органы власти. «Не злоупотреблять алкоголем и наркотиками, развиваться, заниматься спортом», — так официально звучит их девиз.
«Анти Рёданы» — это, как понятно из названия, противники движения «ЧВК Рёдан». Они есть во многих городах России и занимаются поиском и отловом «пауков» — в Сети можно найти немало видео с дискуссиями в духе «поясни за шмот», обрезанием волос и избиением якобы участников «ЧВК Рёдан».
Что происходит?
Основная версия, которой придерживаются многие пользователи соцсетей, звучит так: слишком вдохновившись злодеями из «Хантер х Хантер», подростки создали «ЧВК Рёдан», чтобы повторять их «подвиги» — устраивать погромы. Другими словами, аниме — зло. Чуть позже стали появляться сообщения о том, что главная цель «пауков» — бороться с представителями других национальностей и «скинхедами».
Так это или нет — сложно судить. В социальных сетях множество групп и чатов с названием движения — большинство раньше были посвящены совсем другим темам. В некоторых из них пишут, что люди, которые оскорбляют чью-то религию или национальность, а также призывают к насилию, не относятся к обществу «ЧВК Рёдан».
В других подчеркивают, что «ЧВК Рёдан» — это группа подростков, которые хотят, чтобы их не унижали и не били за выбранный ими образ, но они не против других наций и спортсменов — те, кто устраивают драки, «глупые дети, перевернувшие все под себя».
В третьих, наоборот, что движение борется с «биомусором» в лице «офников» и «абушек» («офники» — те, кто ищет поводов для драки, обычно из числа футбольных фанатов; «абушки» — люди, имитирующие дагестанскую уличную культуру).
Кто среди тех, кто носит футболки с принтом любимого аниме и сидит в фанатских группах, состоит в «ЧВК Рёдан»? Что является целью настоящего движения, если оно существует? Кто инициирует драки — его участники или их противники? Пока ясно только то, что в России растет как число подростковых движений, так и их активность.
Судя по всему, мы имеем дело с субкультурами, пока не знакомыми большинству взрослых, а потому пугающими и как будто странными. Psychologies.ru попросил экспертов прокомментировать случившееся на прошлой неделе и хайп вокруг «ЧВК Рёдан».
«Вступление в „ЧВК Рёдан“ может быть возможностью выразить свой протест против власти»
Психолог Давид Еремян
Молодежные субкультуры возникают как ответ на разочарование в существующей системе и предполагаемого в ней места. Подростки, которые не вписываются или не разделяют мейнстримные идеалы, этику и эстетику, находят близких по духу людей и вместе формируют собственные. В таких объединениях они получают то, в чем им отказывает более широкая культура: принятие, свободу и возможность реализовать свои ценности, какими бы они ни были. Но часто это просто желание быть «своим».
Радикальными и вообще политическими субкультуры часто становятся (парадоксальным образом) в результате преследования со стороны властей. Люди, которые находят себя внутри какой-то субкультуры, будут чувствовать любое нападение на нее как нападение на собственную идентичность, и соответствующим образом защищаться.
Так, например, панки, которых активно преследовали в 70-х в Великобритании, со временем все больше уходили в подполье и сближались с криминальными элементами
Их изначальный нигилизм и недовольство властью превратился в радикальный анархизм. Музыка и стиль панк стали синонимичны с протестом. Это продолжалось, пока панковская культура не стала частью мейнстрима, во многом благодаря снятию с нее запретов.
«ЧВК Рёдан» сейчас привлекло к себе много внимания — не в малой степени как раз из-за реакции полиции. Вероятно, это движение приобретет немало последователей, которые увидят во вступлении в группу возможность выразить свой протест против власти. Тем более, что вместо панковский косухи нужна всего лишь футболка с анимешным принтом.
«Сейчас много полярности в мнениях и ценностях — это создает пространство, где есть возможность для проявления разных форм агрессии»
Психолог Анастасия Гурнева
Для подростков нормально иметь черно-белое мышление, делить мир на своих и чужих, создавать субкультуры, проживать свободное время со сверстниками. Подростковый возраст — время поиска себя и проверки границ дозволенного. Что не нормально, так это допустимость насилия. Причем неважно, взрослыми или детьми. И это задача взрослых — создавать границы, за которые нельзя выходить.
В целом, история субкультур часто тесно связана с противостоянием общекультурным ценностям: будь то битники, а потом хиппи, эмо или кто угодно еще. Вопрос в том, чтобы действия одних людей не наносили вред другим.
Если коснуться социального напряжения последних лет нашей реальности, то многие границы «съехали» из-за ковида и СВО
Многое из вещей, которые еще 10 лет были бы немыслимы, сейчас допустимы. Конечно, это влияет и на проверки того, где эти границы пролегают. В 2000-е гг. была культура скинхедов, имевшая неонацистские идеи и ценности, — движение было принудительно запрещено. Если в обществе процветают гуманистические ценности, то границы поддержаны всеми социально авторитетными группами людей.
Сейчас же много полярности в мнениях и ценностях — это создает некоторое пространство, где есть возможность для проявления разных форм агрессии. Увы. Это задача общества, семей, социума, СМИ и других влияний — создавать границы допустимого как для отдельных людей, так и микрогрупп.
Психолог, сексолог, схема-терапевт
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, с 2016 года основной фокус — индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые методы: МАК, гештальт