Блоги, деньги, интернет
Поколение альфа — это те, кто родился после 2010 года, а точнее в годы с 2010-го по середину 2020-х. Согласно теории поколений, представители поколения альфа идут вслед за зумерами — как правило, это либо их дети, либо дети их предшественников, миллениалов.
О том, каким будет российское поколение альфа, в научном сообществе пока только начинают говорит: такие дети еще учатся в школе или готовятся в нее пойти. Тем не менее, опрос, проведенный среди школьников 10–13 лет и их родителей, уже дает представление о том, из чего состоит жизнь представителей альфа.
Согласно исследованию, опасения, что молодое поколение предпочтет онлайн-общение живому, ложны. Статистика показала, что вопросы личной жизни, хобби или учебы дети в большинстве своем предпочитают обсуждать при встрече, а не в чатах — и это при условии, что у 94% из них уже есть свои смартфоны. Мобильные устройства поколение альфа в России чаще всего использует для:
игр (83%);
общения (75%);
прослушивания музыки (63%);
просмотра кино (61%).
Представители поколения альфа сидят в социальных сетях не так много — в основном, только ради контента
Его самые популярные формы — это:
короткие видео (84%);
сериалы, кино и мультфильмы (55%);
длинные видео (32%).
Интересно, что 65% детей в возрасте от 10 до 13 лет подписаны в соцсетях на блогеров или каналы, а к самому блогерству относятся, вопреки взглядам некоторых консервативно-настроенных представителей старших поколений, с интересом. Так, многие считают профессию блогера творческой и доходной, а некоторые представители поколения альфа в России — пока всего 4% — даже имеют опыт заработка на своем контенте в интернете.
Что касается денег, то, в отличие от предыдущих поколений, современные дети получают доступ к ним куда раньше — например, банковские карты уже есть у 49% из них. Свои карманные деньги школьники тратят на:
продукты питания (81%);
создание накоплений (41%);
покупки внутри игр (11%);
платные приложения (7%).
Заработок детей в основном представляет собой поощрение со стороны взрослых — например, за хорошие отметки в школе или помощь по дому.
Комментарий психолога
Татьяна Пряхина, психолог, специалист платформы Alter
Выводы, которые сделаны в исследовании, можно подтвердить наблюдениями за детьми. Поколение альфа отличается тем, что смартфоны появляются у них в руках уже в 7 лет — в том числе для использования в учебе: ведения электронного дневника и выполнения домашних заданий.
Старшие поколения, которые учились в девяностых или начале нулевых, вообще могли не иметь карманных денег, потому что в России это было не так принято. Часто в школах кормили бесплатно, и потребности выделять деньги ребенку не было. Сейчас карманные деньги появляются у ребенка чаще, более того — они стали цифровыми, если речь идет о детских банковских картах.
Это, с одной стороны, повышает риск мошенничества в отношении детей, а с другой — подталкивает детей искать способы заработка денег
Отсюда появляется, в том числе, блогерство: видя, что их сверстники могут могут получить деньги за контент, они понимают, что тоже могут так делать, и становятся более самостоятельными в плане финансов.
Того, чего раньше опасались, на самом деле не произошло: дети общаются и через соцсети, и вживую, и с друзьями, и с семьей. Да, раньше дети часто играли на улице, но сейчас в городах-миллионниках эта потребность отошла на второй план — в том числе потому что помимо образовательной или социальной функции смартфоны выполняют и игровую функцию.
Психолог, специалист платформы Alter