Меньше слов — больше жестов
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему дети могут вас не слушаться, подчиненные — не выполнять указаний, а коллеги не воспринимать всерьез? В основе того, как к нам относятся собеседники и просто окружающие люди, лежат метасообщения. Австралийский психолог Аллан Пиз утверждает, что только 7% информации люди передают с помощью слов — остальное приходится на жесты, мимику, позы, звуки. Они несут дополнительную информацию, которая лежит за пределами прямого значения слов и либо подтверждает и усиливает сказанное, либо ставит его под сомнение.
С первых слов человека мы можем понять его отношение к себе — распознать симпатию, обиду, радость или скрытую агрессию. Это влияет не только на то, как мы воспринимаем не только говорящего, но и саму информацию. Человек, который на словах говорит одно, а невербаликой — другое, вызывает недоверие, его слова воспринимаются как недостоверные. Такое первое впечатление может оказаться настолько сильным, что никакие аргументы не смогут в дальнейшем переубедить собеседника и заручиться его симпатией.
Вот простой пример, знакомый каждому: спикер, выступая перед аудиторией, часто сбивается, запинается или подглядывает в текст. Что вы, как слушатель, чувствуете в этой ситуации,? Раздражение, неловкость, стыд за него, жалость и … сомнения. Каким бы авторитетным ни был лектор, а материал — интересным, доверие к нему аудитории будет снижаться, если у выступающего есть явные признаки неуверенности в себе.
Как использовать невербалику себе на пользу
Если при общении с другими людьми мы в первую очередь считываем метасообщения, то и сами неосознанно предоставляем таким образом другим информацию о себе. Это особенно важно учитывать при работе в коллективе, так как важная информация может исказиться, если вы неосознанно подадите не тот невербальный сигнал — создастся ненужное напряжение в коллективе, появятся проблемы на переговорах или даже начнется конфликт.
Хотите вызвать доверие у собеседника или разговорить его? Есть проверенные способы. Слушая человека, склоните голову набок — этот жест однозначно считывается как заинтересованность. Можно податься чуть вперед, что будет говорить о внимании с вашей стороны. Отзеркаливание позы собеседника — это намек на то, что вы соглашаетесь с его словами. Эти маленькие приемы можно использовать в любой ситуации — на деловых переговорах, в разговоре с коллегами или на вечеринке.
Учимся управлять собой
Стоит признать, что контролировать метасообщения довольно сложно, требуется предельная концентрация, так как большая часть наших движений, мимики и иных реакций происходит непроизвольно. Вот несколько простых советов, которые помогут вам правильно использовать невербалику.
Научитесь относиться к себе с уважением
Заботьтесь о внешнем виде и своих интересах, уделяйте время досугу, отдыху, интересам — так вы будете транслировать позитивное метасообщение по отношению к себе.
Одевайтесь комфортно, чтобы чувствовать себя уверенно. Если предстоит важная встреча или переговоры, то неудобная одежда — не лучшее решение. Вы постоянно будете ощущать дискомфорт, ваши мысли будут прикованы к этому неудобству, и собеседник это заметит. Оставьте дома эффектные, но натирающие туфли или стильный тесный галстук. Тогда на встрече вы не будете отвлекаться на посторонние мысли.
Не забывайте о силе первого впечатления
Проработайте в свободное время позы, демонстрирующие уверенность, репетируйте речь, чтобы не запинаться при встрече. Научитесь использовать невербальные сигналы правильно. Если вам нужно завоевать доверие собеседников, не становитесь в закрытые позы со скрещенными руками, не отводите взгляд. Располагайте людей к себе открытыми ладонями, улыбкой, спокойным тоном голоса.
Учитесь распознавать метасообщения
Анализируйте слова коллег, выступления известных людей, мимику и позы незнакомцев в транспорте. Пробуйте понять, что они на самом деле чувствуют и какие сигналы выдают их истинные мысли.
Развивайте в себе внутреннюю уверенность и позитив
Тогда вам не придется притворяться, слова и невербалика будут естественными. Гармоничная личность всегда транслирует вовне правильные сигналы и может эффективно общаться в любых жизненных ситуациях. Заряжайте и восстанавливайте свои «батарейки», ведь нас тоже «считывают», даже когда мы молчим.
Эксперт по управлению изменениями и организационному развитию, HR-практик, бизнес-тренер