Что такое эффект Стрейзанд: как работать с компроматами
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое эффект Стрейзанд

Эффект Стрейзанд — это явление, при котором попытка скрыть какую-либо (обычно негативную) информацию делает ее более заметной и обсуждаемой. Как правило, такими компроматами становятся фотографии, видео- или аудиозаписи, размещенные в интернете без согласия их участника.

Этот феномен назвали в честь его первой жертвы — американской певицы Барбары Стрейзанд, которая хотела удалить компромат на себя из интернета. В 2002 году ее особняк в Калифорнии попал на фотографии Каннета Адельмана, снимавшего побережье для правительственного проекта California Coastal Records Project.

По итогу в сети было размещено около 12 тысяч фото с разными домами на побережье, среди которых оказался и особняк певицы

Стрейзанд показалось, что это нарушает личную жизнь. В 2003 году она подала на фотографа в суд, потребовав компенсацию за материальные убытки и запрет на демонстрацию и распространение фотографий ее дома. Однако суд отклонил иск певицы, а сам процесс и желание удалить компромат обратили на себя внимание публики и СМИ: только за один год вышло более 60 публикаций о скандале. Так, попытка Стрейзанд изъять фото из интернета лишь способствовала большему распространению компромата.

С чем связан эффект Стрейзанд

Специалисты считают, что эффект Барбары Стрейзанд связан с теорией обратного действия цензуры, когда она не подавляет альтернативные мнения, а создает и распространяет их. Также это можно объяснить процессом обращения информации: опровергать — значит повторить факт.

Чем больше повторить информацию, тем более сильное внимание она привлечет

Кроме того, синдром Стрейзанд объясняют теорией о повестке дня, когда медиа не меняют мнения людей, но влияют на их мысли в течение дня: если в СМИ был опубликован какой-либо факт/заявление и впоследствии появляется новость об их удалении, в обществе возникает мнение, что эта информация крайне важна.

Примеры эффекта Стрейзанд

1. Герострат

Один из самых ранних примеров эффекта Стрейзанд — история о Герострате, произошедшая задолго до описанного скандала с певицей. Герострат, житель древнегреческого города Эфес, в 356 году до нашей эры сжег храм Артемиды. По данным древнегреческого историка Феопомпа, под пытками он он признался, что совершил поджог ради известности. Правительство Эфеса приговорило Герострата к казни и запретило говорить о нем.

Тем не менее рассказ Феопомпа привлек внимание римского писателя Виктора Максима: он рассказал про Герострата и поджог храма в своей книге, что привело к широкому распространению его имени и вхождению в историю.

2. Бейонсе

Один из самых громких примеров этого явления связан с известной певицей Бейонсе. В 2013 году портал BuzzFeed выложил серию неудачных фото Бейонсе с Суперкубка, и представитель певицы потребовал от портала изъять некоторые снимки. Однако в ответ издание опубликовало новость об этой просьбе, прикрепив скрин сообщения представителя и фото, которые хотели удалить. В дальнейшем скандал распространили другие СМИ, что сделало фото еще более популярными.

3. Патриарх Кирилл

В 2012 году в российских соцсетях активно обсуждалось «исчезновение» часов с руки патриарха Кирилла на фотографии после его встречи с министром юстиции Александром Коноваловым. На фото, размещенном на официальном сайте РПЦ, часы были замазаны, но их отражение все равно можно было заметить на лакированном столе. Сокрытие часов привлекло внимание публики и вызвало множество вопросов. В результате в РПЦ принесли извинения и опубликовала снимки, где часы марки Breguet были видны.

4. Блокировка Telegram

В 2017 году власти РФ пригрозили Павлу Дурову заблокировать Telegram, если он откажется сотрудничать с ними. После этого популярность мессенджера возросла в разы — пользователи начали пользоваться им и скачивать его чаще: всего за несколько дней он поднялся в рейтингах на первую позицию.

5. Публикация «ВкусВилла»

В 2021 году сеть магазинов «ВкусВилл» удалила статью о гомосексуальной паре на своем сайте. В ней герои — две женщины и две их дочки — делились впечатлениями о своих любимых продуктах этой марки. После публикации пользователи соцсетей начали критиковать компанию за пропаганду нетрадиционных ценностей, в ответ на это «ВкусВилл» удалил статью и извинился. Однако это спровоцировало еще большую критику и обсуждение.

Как защитить компанию от эффекта Стрейзанд

Чтобы не «засветиться» в скандале и не испортить репутацию, нужно быть готовым к компроматам и уметь на них правильно реагировать. Вот несколько советов, как обезопасить себя от синдрома Барбары Стрейзанд.

1. Спокойно реагируйте на вопросы

Если аудитория заметит, что вас смутил какой-либо вопрос и/или вы отказались от ответа на него, то это может спровоцировать обсуждения вокруг него.

2. Помните о своей публичности

Если вы или ваша компания известны в каких-либо, даже узких, кругах, следует помнить: любой неудачный момент может быть запечатлен и представлен против вас.

3. Учитесь держаться на публике

Старайтесь контролировать эмоции и воздерживайтесь от необдуманных комментариев. Помните, что лучше постоянно работать над репутацией, чем восстанавливать ее после громких скандалов.

Что делать, если компромат уже появился

Эти советы помогут вам предупредить эффект Стрейзанд и избежать громких скандалов в сети. Однако если компромат уже появился и ваша репутация под угрозой, важно вовремя принять меры.

1. Объяснить случившееся 

Если компромат появился в Сети, лучше не избегать обсуждений, а дать прямые комментарии по поводу ситуации. Пользователи будут искать разные мнения, в том числе и официальные. Таким образом вы не «подогреваете» интригу, а, наоборот, раскрываете ее.

2. Принести извинения 

Специалисты считают, что если компромат правдивый и нанес ущерб вашей репутации, важно извиниться перед публикой.

3. Не заметать следы 

Если нежелательная информация попала в интернет и уже получила большое количество просмотров, не стоит удалять ее. Это только привлечет лишнее внимание: пользователи посчитают ее особенно важной и будут обращаться к ней снова и снова.

4. Отследить фейки 

Если выложенная в Сеть информация компрометирует вас, но содержит ложные сведения, важно вовремя ее опровергнуть. Как можно быстрее приведите достоверные факты: фото, видео, аудио или документы. Если фейки представляют реальную угрозу вашей репутации, можно обратиться в суд.

5. «Отвлечь» публику 

Еще один действенный способ остановить громкий скандал в сети из-за компромата — создать новый инфоповод, который будет перекрывать повестку. Так вы сможете отвлечь внимание публики от нежелательной информации.