О чем рассказывается в «Тайне Коко»? Главный герой мультфильма — 12-летний Мигель, который живет в небольшой мексиканской деревне. У его семьи, где все работают сапожниками, есть одно правило — никакой музыки. Дело в том, что когда-то муж прапрабабушки Мигеля, Имельды, оставил семью, чтобы исполнить свою мечту — стать известным музыкантом. Но не вернулся. С тех пор музыка в их доме считается проклятием. И только Мигель решился нарушить семейный закон, увлекшись игрой на гитаре по примеру своего кумира — известного исполнителя Эрнесто де ла Круса.
Перед очередным празднованием Дня мертвых Мигель случайно заметил, что на фотографии на алтаре памяти, где изображена его бабушка Коко с Имельдой и тем самым ушедшим прапрадедушкой (чьего лица не видно, так как снимок порван), видна гитара, принадлежавшая де ла Крусу. Мальчик решил, что музыкальная легенда и есть его прапрадед. С этого момента начались его приключения — он случайным образом попал в Мир мертвых, познакомился с умершими родственниками и нашел себе компаньона в лице забытого всеми духа по имени Гектор…
Это если пересказывать сюжетные события. Но гораздо важнее то, что рассказывается как бы между прочим и местами теряется за атмосферной картинкой и трогательными песнями.
Сила воспоминаний
Мы живы, пока живы те, кто хранит воспоминания о нас. В мультфильме эта идея транслируется буквально — через два мира, живых и мертвых. Мертвые в них «живы», пока о них помнят живые, последние же стремятся рассказывать и передавать истории про старшие и уже умершие поколения, чтобы те как можно дольше оставались в памяти живых и молодых.
О похожем пишет Ирвин Ялом в своих книгах: память о нас жива, пока жив последний человек, хранящий воспоминания о нас. В книге
Традиции и ритуалы
В мультике четко показана ритуализация взаимодействия мира живых с миром мертвых. Есть особый день памяти мертвых — Dia de los Muertos, которого все очень ждут. Этот день полон света, радости памяти и воображаемой встречи с умершими близкими. Для них готовят угощения, строят алтарь памяти, показывают им путь домой, усыпая дорогу лепестками цветов, чтобы они не потерялись. Это красиво, тепло и, по ощущениям от мультика, лишено тяжести и страха вокруг смерти.
Для мира мертвых этот день — возможность увидеть своих живых близких, оценить, как они изменились за год, кто подрос, кто родился. Узнать о судьбе своего рода. Любопытно, что в мультике это показано метафорично через мосты из мира мертвых, которые сделаны из тех же цветов, которыми живые усыпают путь домой для своих умерших близких.
Я вот знаю о традиции индонезийских племен раз в несколько лет выкапывать своих умерших близких (фестиваль Манене на острове Сулавеси), наряжать их, проводить с ними время и знакомить их с новыми членами семьи.
Страх смерти
Гектор изо всех сил и любыми способами, включая обман, пытается пробраться в мир живых и поставить свою фотографию на алтарь или найти того, кто это сделает за него. Все это для того, чтобы отсрочить свою смерть в мире мертвых, потому что он не хочет/не готов умирать.
Позднее из сюжета мы узнаем, что у него есть огромное желание успеть сказать своей дочери, как сильно он ее любит. Я вижу в этом аналогию с тем, что чем больше у людей в жизни сожалений, обид, непроясненных отношений, незавершенных дел, тем обычно больше их страх смерти.
Интересно, что в мультфильме истории Мигеля и Гектора перекликаются. Мигель жаждет жить свою аутентичную жизнь вопреки всем обстоятельствам и ограничениям семьи так же сильно, как Гектор жаждет не умирать. В итоге Гектор помогает Мигелю найти способ жить именно ту жизнь, которую ему хочется (чтобы тот не повторил путь горечи сожалений, известный Гектору), а Мигель помогает Гектору найти способ высказать свои сожаления и передать послание его дочери.
Связь с семьей/обществом
В мультфильме есть отдельная «каста» мертвых, о которых никто не помнит. Они живут в отдельной части мира мертвых, они раньше умирают/ исчезают, потому что о них никто не хранит воспоминания в мире живых. Я в этом вижу аналогию изоляции и одиночества в мире живых.
Одиночество — это одна из распространенных причин суицидов. Один из ключевых признаков голубых зон — пяти регионов, где качество жизни в преклонном возрасте, да и ее продолжительность, одни из самых высоких в мире, это жизнь в комьюнити и наличие близких семейных отношений. Таким образом, можно понять, какова значимость близких и теплых отношений в жизни и как их отсутствие может сказываться на нас.
Гнев в процессе горевания
Это история Имельды про то, как она переживала горе потери супруга. В ее реальности Гектор однажды просто ушел и не вернулся, за что героиня была бесконечно на него зла — убрала его фото с алтаря памяти и запретила любое упоминание о нем и его страсти жизни — музыке. Гнев Имельды в горе, в котором она застряла, отразился на всей семейной системе — музыка стала запретна, и каждый член семьи следовал этому запрету, не ставя его под сомнение.
Для меня эта часть истории про то, что расставание или развод часто переживаются партнерами так же тяжело и интенсивно, как и смерть близкого. При этом право на горе после смерти партнера в нашей культуре легализовано, а вот после развода или расставания — не очень.
Гнев — крайне важная часть пути в работе горя, которую важно не пропускать. Но в этой стадии можно и застрять
Мультфильм показывает, как гнев одной женщины, переживающей потерю, ослепил ее и отразился на судьбе нескольких поколений. При этом не озвучивалось, за что именно она злится на него, не проговаривались ее чувства — Гектора просто сделали персоной нон-грата, и все разговоры о нем были запрещены.
Когда Имельда узнала, что муж не бросал ее, а был отравлен (из-за чего и умер), она все равно продолжила на него злиться. И это, кстати, тоже достаточно типичное проявление гнева в горе в случае смерти близкого: злиться на то, что они оставили нас (независимо от причин смерти, даже если это был несчастный случай), за то, что стали причиной работы горя, которую нам предстоит проделать, за то, что приходится выстраивать целую новую жизнь без них, а это очень тяжело.
Это нормально. Важно дать и такому гневу место, не стыдясь и не стыдя людей вокруг за подобные мысли.
Сопровождение умирания
Коко уже никого не узнает, почти не говорит. Она погружена в себя и в целом мало контактирует с внешним миром. Похоже, что у нее деменция, Альцгеймер или другое похожее заболевание с угасанием когнитивных функций. Но когда она слышит песню из детства, полную любви ее отца к ней в ее воспоминаниях, она возвращается на какое-то время в сознание и память, узнает близких.
Я встречалась с похожим в своей рабочей практике сопровождения умирания человека с деменцией. Действительно, любовь и искренняя теплая забота близких сильно влияют на состояние умирающих. Так же как и музыка, с которой связаны теплые воспоминания при жизни, — она может помочь расслабиться умирающему в тревожном состоянии, помочь облегчить болевой синдром. И в целом есть много исследований об использовании музыки как терапевтического инструмента в умирании.
Семейная тайна
В мультфильме все крутится вокруг тайны Гектора. Кто он, как выглядел, как именно ушел из дома, пытался ли наладить отношения с семьей после. Последний человек, который знал его при жизни, — это Коко, но ее уже не расспросить. Получается, что с ее смертью эта тайна навсегда уйдет в могилу. Когда же сюжет начинает разворачиваться, мы понимаем, что история, покрытая тайной, на самом деле не такая, какой ее рассказывают.
Семейные тайны — это что-то, разговора о чем надо избегать, делать вид, что мы об этом не знаем, из страха ранить близких разговорами о схожем опыте. Обсуждение семейных тайн содержит в себе потенциал прояснения, возможность сделать членов семьи ближе через разговоры о непростом. Возможность узнать что-то о своих предках и отношениях между ними, какие травмы переживали наши прародители, что им пришлось пережить и какие уроки я как член семьи могу для себя из этого извлечь. Обрести спокойствие из-за того, что больше не надо избегать каких-то тем, зная, что делишь с семьей общий опыт.
В моей семье, например, тоже есть семейная тайна. Когда были бомбежки в Тель-Авиве, одним из моих сожалений при мысли о возможной близкой смерти было то, что я никогда не узнаю большего об этой тайне, хотя мне бы очень хотелось знать.