Об эксперте
Анна Варга – эксперт журнала Psychologies, семейный терапевт, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов (Москва), член Международной ассоциации семейных терапевтов (IFTA), член Европейской ассоциации семейных психотерапевтов (EFTA).
Psychologies: Кто приходит на семейную системную психотерапию?
Анна Варга: Ответ в самом вопросе – на терапию приходит семья. А поводы для обращения могут быть самые разные. Например: сексуальная неудовлетворенность кого-то из супругов, или жена не знает, как помириться с мужем, трудности воспитания детей, их плохая успеваемость, может быть, или мама и бабушка конфликтуют из-за того, как правильно воспитывать ребенка, – во всех этих случаях семья может обратиться за помощью.
Значит ли это, что один человек не может прийти на прием к семейному психотерапевту?
А. В.: Нет, не значит. Один человек может обратиться к семейному психотерапевту в том случае, если его проблемы связаны с семьей: например, есть сложности с созданием семьи. Женщине годами не удается выйти замуж, мужчина не может жениться – как правило, такие проблемы связаны с тем, что человек не отделился от своей родительской семьи, не стал самостоятельным. В этом случае мы не приглашаем на прием его маму или папу – в некоторых случаях их уже нет в живых, но они есть у него или у нее в мыслях, и вот с этим мы работаем. Если же конфликты и проблемы есть у тех, кто живет вместе, то очень желательно, чтобы на прием пришли все.
Почему это так важно?
А. В.: Семейному психотерапевту важно увидеть всех членов семьи, увидеть, как они общаются друг с другом, причем не только разговаривают, а то, на каком расстоянии друг от друга они усаживаются, кто на кого чаще смотрит… Все это дает терапевту информацию о том, каковы отношения между членами семьи. Слушая рассказ кого-то одного, терапевт никогда этих сведений не получит. К тому же, если сначала на прием приходит жена, а в следующий раз она приходит с мужем, он думает, что она уже говорила с терапевтом, создала какое-то впечатление, они оказываются в неравных условиях. Поэтому супругов я всегда прошу приходить вдвоем. Каждый член семьи видит ситуацию со своей позиции, а задача психотерапевта – увидеть все взаимодействия одновременно и понять, как действует семейная система. Когда появляется такое понимание, можно влиять на систему, изменяя взаимодействие в ней.
Каким образом терапевт может влиять на отношения в семье?
А. В.: Все системные психотерапевты работают с предписаниями. Главная идея заключается в том, что изменения происходят не в кабинете терапевта, а в реальной жизни людей. И чтобы вызвать изменения, даются определенные предписания – какие именно, зависит от конкретной ситуации, – и создаются они вместе с членами семьи, это совместное творчество. Приведу пример из супружеской терапии. Супруги ни о чем не могут договориться между собой, мечут гром и молнии, и любое обсуждение превращается в ссору. Значит, для начала необходимо создать для них безопасную территорию, где они точно знают, что проведут время вместе, не причиняя друг другу боли. Мы начинаем выяснять, что каждый из них любит делать по отдельности. Оба любят гулять, или вкусно есть, или смотреть кино. Тогда мы создаем ритуал. По расписанию они отправляются делать вдвоем то, что нравится каждому из них. Например, идут в ресторан. Это должно быть ограниченное время, чтобы они не успели поссориться. Так у них появляется новый опыт безопасного взаимодействия – они знают, что могут быть вместе и не обвинять друг друга. Затем этот опыт можно использовать – следующим шагом может стать обсуждение их конфликтов: они пробуют услышать и понять друг друга, вместо того чтобы обвинять.
Чем отличается системная семейная психотерапия от других видов семейной психотерапии?
Системная семейная психотерапия – это особый подход.
Специалист по такому подходу иначе думает, иначе видит: он старается избежать линейных последовательностей по схеме «причина – следствие», его внимание сосредоточено на сложных взаимосвязях, в которых каждое следствие является одновременно причиной. Система строится на обратной связи: любое действие вызывает какую-то реакцию, которая в свою очередь формирует следующую реакцию. При линейном подходе считается, что человек имеет определенную неизменную структуру, например «бессознательное – сознание – супер-Эго», что внутренние конфликты возникают из-за того, что какое-то содержание бессознательного не может быть явлено сознанию в полном объеме и выражается таким образом, который заставляет человека страдать. Отсюда вывод, что нужно выявить это бессознательное содержание и найти другие пути его выражения.
Системный подход считает, что нет устойчивой структуры трехчленной человека. Человек – гибкое образование, многогранное функционирование которого определяется не его внутренними содержаниями, а тем, в какие социальные системы он встроен. А социальные системы, в свою очередь, подчиняются своим законам.
Люди – как облака, которые обминаются друг о друга и выстраивают взаимоприемлемые формы. Социальная система первична, а человек и его переживания и самочувствие вторичны по отношению к функционированию системы.
Один и тот же человек, будучи включен в разные системы, может вести себя и чувствовать себя совершенно по-разному. «Ты можешь вообразить, что Иван Иваныч такое делает дома?» – в несчастливых семьях люди выглядят не так, как их видят коллеги на работе.
Магистерская программа по системной семейной психотерапии
По завершении программы ее участник становится магистром психологии, а также получает отдельный сертификат, удостоверяющий, что он получил углубленные знания по системной семейной терапии.На программу принимают тех, кто уже имеет высшее образование, на основе собеседования и оценки его портфолио (дипломы, свидетельства о переподготовке и достижениях).
Уникальность программы в том, что она строго следует стандартам обучения, дает точно такое же образование, какое получают все системные семейные терапевты в Европе. То есть это образование на хорошем мировом уровне. На сегодня программа русскоязычная.
Однако есть план сделать ее англоязычной – это облегчит интеграцию профессионалов в мировое сообщество. Те, кто прошел обучение по этой программе и вступил в европейскую профессиональную ассоциацию, при желании смогут устроиться на работу в странах Европы, так как юристы европейской ассоциации могут помочь с трудоустройством. Помимо обучающей программы предусмотрена исследовательская работа – что также соответствует европейским стандартам образования.
Причем в Высшей школе экономики есть оборудование, которое позволяет оценивать эффективность психотерапии – с помощью уникальных приборов можно увидеть, какие новые связи появляются в мозгу клиентов после психотерапии. И поскольку известно, какие области мозга за что отвечают, то можно сказать, какие области мозга и соответствующие им функции стали более развитыми. Такого рода мониторинг результатов позволяет вносить осмысленные и целенаправленные изменения в процесс психотерапии. А. В.
Узнать больше
Описание магистерской программы на psy.hse.ru/sfpt
Круговая причина. Случай с неуспевающим ребенком
Все события, которые происходят в семье, подчиняются не линейной причинности, а круговой. Событие А не есть следствие события Б; событие А порождает событие Б точно в такой же степени, как событие Б порождает событие А.
Рассмотрим пример.
Вот ребенок, который плохо учится. Он не делает уроки, пока мама его не усадит. Если мама не контролирует его, ребенок читает, играет, смотрит в окно, но не делает уроки. Нередко ежедневное приготовление уроков сопровождают скандалы. Мама кричит, ребенок плачет… Чем больше мама принуждает ребенка к занятиям, тем очевиднее, что ответственность за эти уроки лежит на ней.
Когда мама делает с ребенком уроки, контролирует выполнение домашних заданий, она берет на себя ответственность за его учебу. Кто контролирует, тот и отвечает. Ребенок начинает учиться не для себя, не по своему внутреннему мотиву, а для мамы.
Чем больше родители стараются, чтобы ребенок учился лучше, тем меньше у ребенка шансов учиться лучше. Это парадокс семейной жизни.
У мамы есть потребность в том, чтобы ребенок был от нее зависим, занятия с ребенком структурируют ее время, мама чувствует, что она нужна, необходима. У терапевтов, работающих с системой, возникает вопрос: «Зачем маме нужно, чтобы ребенок от нее зависел?» Это основной вопрос – «зачем»? Не «почему», а «зачем». Тут выясняется, что мать готова таким образом проводить свое время, тратить свои нервы, не достигать целей из года в год для того, чтобы, например, заполнять свой эмоциональный вакуум, который образуется в супружеских отношениях. Она, вместо того чтобы прояснять супружеские отношения, всю свою энергию и любовь переносит на отношения с ребенком.
Мама так занята ребенком и так устает его воспитывать, что никаких сил и желания выяснять отношения с мужем у нее уже нет. Поэтому в супружеских отношениях образуется некое подобие комфорта: супруги мало общаются, а если общаются, то известна тема безопасного общения: это ребенок и его неуспехи. А раз так, то папе ничего не остается, как много работать и мало бывать дома.
Чем более напряженны отношения в супружеской паре, тем более тщательно мама занимается ребенком; чем более тщательно мама занимается ребенком, тем менее успешен ребенок в учебе; чем менее успешен ребенок в учебе, тем более стабильной является семейная система.
Вот круговая причина. Видеть круговую причину событий, происходящих в системе, – первый методологический принцип системной семейной психотерапии.
По материалам книги А. Варги «Введение в системную семейную психотерапию» (Когито-Центр, 2009).