Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое карьерный план

Карьерный план — не просто мечта о высокой должности или большом доходе. Это стратегия, основанная на понимании того, куда вы хотите двигаться и какими навыками нужно обладать для достижения этих целей. Исследование, представленное на International Conference on Business, Economic, Social Science and Humanities, показывает: если вы продумали карьерный трек — ваша продуктивность будет на 30% выше.

Карьерный план разрабатывают не все — отсюда низкая удовлетворенность работой. Согласно опросу hh.ru, 56% респондентов хотели бы сменить сферу деятельности. Это средние показатели, но в некоторых профессиях число таких людей выше: среди администраторов, продавцов и топ-менеджеров этого хотят 72%, 65% и 64% опрошенных.

Если смотреть на ситуацию шире, главная причина «‎провала» карьерного плана — привычка действовать наобум, не задумываясь о своих глубинных мотивах и реальных перспективах. Вот несколько обстоятельств, которые могут изначально увести не в ту сторону:

  • Профессия выбирается по совету родителей, которые рекомендуют заняться «‎нормальной» работой, то есть традиционной.

  • Ориентация исключительно на высокую зарплату. Причем это может быть не только желание, но и реальная необходимость, которая подталкивает к поиску более высокооплачиваемой должности. Задумывались ли вы, сколько реально сможете получать в выбранной сфере? Знаете ли вы специалистов, которые зарабатывают идеальную для вас сумму? Также надо помнить, что удовлетворенность карьерой определяется не только финансовой составляющей. Поэтому, кстати, многие компании сегодня уделяют большое внимание нематериальной мотивации.

  • Человек выбирает по принципу: «‎Главное, чтобы работа была по душе». Опасность в том, что, если профессия нравится вам сейчас, это не гарантирует долгосрочного удовлетворения. Важно различать увлеченность и истинное призвание.

В каждом из перечисленных случаев человек только примерно представляет карьерный трек, не исследует рынок и не предпринимает конкретных шагов — поэтому быстро разочаровывается.

Чтобы не довести карьерный план и свое эмоциональное состояние до провала, важно не игнорировать следующие сигналы: неудовлетворенность работой, недостаток финансовой мотивации или ощущение, что еще в школе вы выбрали не свое дело. Если вы осознали, что карьера складывается не так, как хотелось бы, важно не зацикливаться на неудаче, а действовать осознанно. Как именно?

3 шага к новой успешной карьере

1. Пройдите профориентацию

Выбор профессии должен опираться не только на желания, но и на намерение. Желание — это изменчивый показатель, зависящий от гормонов и нейромедиаторов, тогда как намерение связано с работой префронтальной коры головного мозга и отражает силу воли, которая более постоянна. Чтобы не уйти с работы из-за снижения интереса, важно иметь намерение оставаться в ней, пройти свой путь и достичь конкретных результатов.

Профориентация обычно начинается с диагностики интересов и ценностей: обсудите с карьерным консультантом свои ожидания и переживания, а также пройдите тестирования, чтобы выявить ваши глубинные мотивы.

Стоит сосредоточиться на том, что вы осознанно и неосознанно ищете в своей деятельности

Когда люди пытаются привыкнуть к работе, которая им не подходит, это часто приводит к выгоранию. Профессор психологии из университета Беркли Кристина Маслах говорит, что выгорание — не проблема человека, а проблема работы и обстановки. Исследования показывают, что выгоревшие сотрудники в 2,6 раза чаще хотят сменить сферу деятельности.

После того как вы поймете истинные мотивы, нужно преобразовать их в конкретные профессии. С этим иногда возникают сложности, особенно в областях, которые сейчас быстро трансформируются — например, в диджитале. Недавно я консультировала девушку из Узбекистана, которая хочет стать диджитал-маркетологом и работать с международными компаниями. Но в это направление деятельности сейчас входят специалисты, которые фокусируются на узких задачах: перформанс-маркетолог, контент-маркетолог, таргетолог, контекстолог, SEO-специалист. И чтобы выстроить надежный карьерный трек в сфере, нужно определить подходящее направление более точечно.

Исходя из результатов профориентации, переходите к следующему шагу.

2. Изучите рынок

  • Проанализируйте, не будет ли вам тяжело на выбранной должности. Если человек, вдохновившись, например, рекламой курсов, бросится в новую сферу, не понимая всех ее нюансов и особенностей рынка, он рискует столкнуться с серьезными трудностями. Чтобы второй раз не попасть в ту же ловушку, нужно внимательно изучить все детали, а затем сопоставить свои ресурсы и реальные требования профессии.

  • Узнайте о психологических аспектах. Поговорите с теми, кто уже долго работает в этой сфере, чтобы понять траекторию развития и реальную психологическую нагрузку.

  • Если на предыдущем месте не устраивала зарплата — подумайте: а реальна ли она вообще? Зарплатные ожидания не всегда совпадают с реальными возможностями вашей профессии. Если желаемая сумма в вашей сфере и с вашим уровнем компетенций недостижима, подумайте о том, чтобы совместить разные профессии или получить новые навыки.

3. Начните грамотный поиск новой работы

  • Составьте резюме. Разделите его на четкие блоки: опыт работы, образование, навыки. Добавляйте в описание то, чтобы сделали, что умеете, ключевые слова, на которые будет обращать внимание рекрутер. Отметьте достижения с конкретными цифрами — они на 40% повысят шанс, что вас пригласят на собеседование.

  • Разместите резюме на специализированном сайте. Лучше загрузить одно общее резюме (основной опыт, навыки и достижения) и несколько более конкретизированных вариантов — по одному под каждую специальность, которую ищете. Закройте эти резюме для всех, кроме тех компаний, на вакансии которых откликнетесь.

  • Каждый день отправляйте минимум 10 откликов на вакансии, обязательно с сопроводительным письмом. Но делайте это внимательно и вдумчиво. Каждое сопроводительное письмо должно быть хорошо подготовлено и демонстрировать, что вы действительно ознакомились с вакансией, так вы покажете интерес к конкретной позиции и компании.

Не спешите принимать первое попавшееся предложение. Сейчас рынок определяют кандидаты — исследования показывают, что количество вакансий по двум третям позиций растет быстрее, чем число претендентов на них. Когда зарубежные компании покидали Россию, многим казалось, что на рынке появится много свободных специалистов — и это изменит баланс в сторону работодателей. Но произошло обратное: спрос на квалифицированные кадры был настолько высоким, что те, кто попал на рынок, быстро получили новые предложения в других компаниях. Последним пришлось соглашаться на более высокие требования кандидатов по зарплате, чтобы выбрали именно их. Поэтому спокойно ищите то, что соответствует вашим навыкам и ожиданиям. Если долго не можете найти работу — усильте свои компетенции и проработайте самопрезентацию.

Виктория Вирта

Профориентолог, предприниматель

Личный сайт