Да, в любой спонтанной беседе мы иногда перебиваем друг друга. Наш мозг порождает какие-то ассоциации, нас может переполнять энтузиазм — и нам срочно хочется всем этим поделиться. Порой даже кажется, что такое поведение сближает нас с собеседником. Но если слушатель постоянно и будто намеренно перебивает говорящего, не давая ему закончить мысль, то он «перетягивает одеяло» на себя, нарушая динамику диалога.
Почему нас перебивают?
Часто это происходит потому, что наши слова вызывают у оппонента сильную эмоциональную реакцию. Возможно, причина его желания прервать нашу речь кроется в «негативном эго» собеседника: подсознательно он хочет выглядеть правильным, хорошим человеком, контролирующим ситуацию. И именно «негативное эго» заставляет человека реагировать на что-то, с его точки зрения неправильное или непонятное в ваших словах.
Бурная реакция может возникнуть также из-за того, что ваш спич вызывает у собеседника чувство неуверенности или стыда. В результате он начинает агрессивно защищаться и пылает праведным гневом. А если вы укажете на то, что он вас перебивает, собеседник может категорически отказаться признавать свою неправоту.
В результате у вас складывается стойкое ощущение, что вас не слушают и не уважают. Кроме того, невозможность спокойно выговориться нарушает эмоциональный контакт. Если подобное происходит регулярно, то ваши отношения с этим человеком неизбежно начинают разрушаться. К счастью, научиться защищать свои границы и вежливо ставить нетерпеливого собеседника на место не так уж и сложно.
Как себя вести, если вашу речь прерывают
1. Сделайте глубокий вдох
Если вы не знаете, как реагировать, то для начала стоит сделать несколько глубоких вдохов. Желательно, чтобы выдох продолжался примерно вдвое дольше, чем вдох. И постарайтесь не спешить. Это поможет успокоить вашу нервную систему и даст вам возможность реагировать взвешенно, а не импульсивно.
2. Поинтересуйтесь у собеседника, хочет ли он получить обратную связь
Вы можете спокойно спросить «Меня кое-что смущает в нашем разговоре, не против, если скажу, что именно?» Этим вы вместо того, чтобы сразу ругать или критиковать собеседника, переключаете его внимание: прерываете поток мыслей человека и возвращаете его в настоящий момент.
Он будет вынужден остановиться и ответить — допустим, он произнесет «Давай» или «Не надо». Если собеседник откажется от вашего фидбэка, вы поймете, что он сейчас не готов идти вам навстречу. И тогда стоит попробовать вернуться к этой теме позже.
3. Поблагодарите собеседника
Это может показаться странным: ведь он же постоянно вас перебивает! Но помните: если вы хотите добиться результата, не стоит зацикливаться на одной-единственной линии поведения.
Постарайтесь посмотреть на этого человека по-новому и найти в нем что-то, что вы цените. Ваша благодарность и признательность поможет разрядить напряженную обстановку и уменьшить накопившуюся взаимную неприязнь. Например, вы можете сказать: «Я рад, что ты с таким энтузиазмом меня слушаешь и у тебя есть что сказать по этой теме» или «Мне нравится, что у нас с тобой случаются такие живые дискуссии».
4. Объясните, что вы ощущаете, когда вас перебивают
Достаточно фразы: «Когда я что-то рассказываю и меня прерывают, я сбиваюсь с мысли и забываю, что хотел сказать». Или «Когда я что-то рассказываю и меня перебивают, мне кажется, что меня не слушают. Это очень неприятно». Обратите внимание, что вы говорите о себе, а не о собеседнике: так вы не заденете его самолюбие. Вы просто поделитесь своими чувствами и эмоциями, никого не обвиняя.
5. Будьте открыты и избегайте осуждения
Собеседник может перебивать вас по самым разным причинам, поэтому не спешите с обвинениями. Возможно, он сам не осознает, что не особо красиво себя ведет. А может быть, его нетерпеливость вызвана радостью и энтузиазмом — и тогда неуважение к вам здесь ни при чем.
6. Попросите больше вас не перебивать
Гармоничные отношения строятся на просьбах и договоренностях, а не на требованиях. Чем четче будет звучать ваша просьба, тем вероятнее, что ваш собеседник к ней прислушается. К примеру: «Мне будет гораздо проще, если ты позволишь мне договорить, прежде чем отвечать. Ты не против?»
Соблюдая эти правила, вы сможете вести диалог в атмосфере взаимного уважения и полной вовлеченности и снова начнете по-настоящему слушать и слышать друг друга.