Что делать, если ребенок пишет медленно и с ошибками

Освоение нового навыка, в том числе письма, — процесс небыстрый. Как понять, что школьник столкнулся с проблемами на этом пути, а не просто учится «в своем темпе»?

Первое: ребенок пишет очень медленно, не успевает выполнять задания в классе, а нажим, высота и наклон букв постоянно меняются.

Второе: школьник путает и меняет в словах буквы, обозначающие звуки «б» и «п», «д» и «т», «к» и «г», «с» и «з», «ф» и «в», а также «л», «н» и «д», заменяет рукописные буквы печатными, пишет буквы в слове отдельно, «зеркалит» «е», «з» и «э», путает «ш» и «щ», «у» и «и», не соблюдает поля.

Третье: ребенок пишет так, как слышит (фонематическое письмо), делает «глупые» ошибки (пропускает гласные в ударных позициях, не соблюдает прописную букву, даже зная правило).

Что делать, если ребенок пишет медленно и с ошибками
Поле для игры «Алфавит».

Чтобы помочь школьнику, родители могут дома в игровой форме организовать занятия, формирующие базовые навыки письма.

Игра «Алфавит»

Цель: закрепление образа буквы.

Инструкция: расположи буквы в клетках квадрата так, чтобы они не повторялись в строках и столбцах.

Игра «Найди букву»

Цель: закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания и памяти.

Инструкция: подчеркни все буквы «щ», зачеркни все буквы «ш».

щ ш у ж и ш м б ю щ щ ж ш г щ щ ж и ш ы п т ш ш ш ы ц ц щ щ ц ш щ

о и щ х ш ж ш о щ ц ж ш й щ ш д щ щ ы б щ г о ш ш л к ш ж щ щ ц

у щ л ш л в щ у ж ю ш э ц з щ ш ш ы ф ш е н к ы ц ш щ ы щ ф о п ш щ х

ш ж х ч щ н с щ ь щ ш а э ш м ц я щ б с ш з д ж ш ш е щ т и ш к щ щ ц

Игра «Найди слова»

Цель: закрепление образа слова, расширение и уточнение словарного запаса. Игра способствует непроизвольному запоминанию того, как слова пишутся.

Инструкция: догадайся, какие слова здесь спрятались. Выдели их. Назови непонятные слова.

МОЛОКОНАДПИСЬМОУЖИННАСАДОГПАИМТИПМЫШЬТРПАВБУ

ИМАПРЖИРАФСЧЫВКМАШИНАКУЫВАМКУВШИНЬТРАМАЛИНП

ПРОЕНКАРТОФЕЛЬМАВЫКАССАМАПРСЫНЬОРПКЛАССИМАПЬО

КАРАНДАШСВЫЧЯГРУШАБТИМАПЧАСЬПАКСАКЖИЛТМАКВЫА

Игра «Собери предложение»

Цель: закрепление образа слова и предложения, а также написания орфограмм*.

Инструкция: слова в предложении рассыпались и перепутались. Расставь их по порядку. Найди орфограммы.

на, сидит, ветке, ворона («на ветке сидит ворона»)

в, мыши, норе, живут

Маша, школу, в, бежит

карандаши, со, упали, стола

собака, лает, кошку, на

В ходе выполнения таких упражнений у детей развиваются произвольное внимание и контроль, мелкая моторика рук, формируются навыки чтения, что положительно отражается на механизмах речи и на поведении в целом.

Елена Вавинова

Об эксперте

Елена Вавинова — учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра.


* Орфограмма — правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.