Босс кричит на вас, швыряет в вас отчетом, открыто при всех критикует ваш стиль одежды и личные качества? Такое бывает. Мы переживаем, нам обидно, но зато мы точно знаем, как к нам относится начальник. Другое дело, когда вы не понимаете, чего от вас хотят и как на самом деле с вами обращаются.
Проверьте, не стали ли вы жертвой скрытых манипуляций вашего начальника. Вот несколько характеристик, которые вам помогут. Итак, манипуляция всегда:
- оказывается средством для достижения цели, которая вам неведома. Если спросить, почему начальник отпускает обидные шутки, он ответит: «Не обижайся, просто смешно стало».
- маскируется под нечто приятное, например под заботу;
- приносит вред тому, на кого она направлена. Ее непросто распознать, потому сложно понять, с чем надо бороться;
- происходит согласно сценарию манипулятора. У него есть цель и план, и если он талантлив, вы сами не заметите, как окажетесь там, куда он вас ведет.
Если вы поняли, что забота руководителя какая-то неискренняя и здорово походит на оскорбление, если ситуация становится все более невыгодной для вас и вы даже сами толком не понимаете, почему слушаетесь начальника и во всем с ним соглашаетесь, — скорее всего, пора что-то предпринять.
Почему начальник так себя ведет
Причин может быть много. Например, руководитель хочет сломить ваше сопротивление, заставить вас бояться или даже возвыситься на вашем фоне. В итоге он будто занимает позицию главного, старшего: сначала обидит, потом — похвалит, потом опять обидит... Вы не знаете, чего ожидать, и всеми силами стараетесь заслужить похвалу.
Некоторые начальники считают, что сплоченная команда подчиненных — это большой риск для босса. Они распускают слухи, настраивают сотрудников друг против друга, ограничивают общение в команде, запрещают помогать друг другу, а на совещаниях при всех могут унизить одного из подчиненных.
Словом, действуют по принципу «разделяй и властвуй». Им кажется, что разрозненными членами команды легче управлять.
Если вы подозреваете манипуляцию, ответьте себе на несколько вопросов: «Нравится ли мне то, что происходит сейчас?», «Это приносит мне вред?», «Это приносит пользу тому, кто со мной так общается?» Если на первый вопрос вы ответили «нет», на второй и третий — «да», вами манипулируют.
Как прекратить манипуляции начальства
Для начала попробуйте решить проблему мирно — попросите начальника над вами не шутить, не унижать вас при всех. Вдруг вы ошиблись и это не манипуляция? Вдруг человек не замечает, как обижает вас?
Если начальник в ответ на просьбу в очередной раз высмеял вас («Ты такой чувствительный!»), можно быть уверенным: ваш руководитель — манипулятор. Честный разговор с ним сработает, значит, надо действовать решительно. Что предпринять?
- Разоблачите манипуляцию. Скажите, что шутки больше не работают, что вы все понимаете, и попросите босса найти другой объект для манипуляций.
- Раскройте цель манипулятора. Раскройте намерения манипулятора, скажите, что у него не получится вас подавить, унизить, пусть даже не старается.
- Сломайте сценарий. Обычно от нас ждут шаблонных реакций — обиды или контратаки. Но это делу не поможет. Не стоит даже начинать оправдываться и пробовать плясать под дудочку манипулятора. Сделайте то, чего от вас не ждут, — пусть теперь манипулятор ломает голову, что с этим делать. Ответьте максимально нелепой или доброй шуткой, слово в слово повторите его реплику с серьезным видом — удивите и себя, и его!
Вероятно, любой из вариантов приведет к открытому конфликту. Но что лучше: позволять собой манипулировать или один раз поступить жестко, но заставить себя уважать?
Что делать, если…
1. Вас оскорбляют
Если вас обозвали, вы имеете право тут же ответить, и никто не сочтет такую реакцию странной. Но манипулятору нужно оскорбить вас так, чтобы все остальные сочли его слова забавной шуткой. Он даст вам унизительное прозвище, начнет допускать фамильярность. Вы засмеетесь со всеми или промолчите, спрятав раздражение или обиду, и позволите закрепить за собой новое оскорбительное имя.
Чтобы такого не случилось, сразу пресекайте издевки. Например, вам говорят: «Опоздун, хоть раз нормально прийти можешь?» Отвечайте: «Я опаздываю редко, не надо так со мной разговаривать, это неприятно». Более мягкий вариант: «Я понимаю, что вы говорите это шутя и любя, но у меня нет чувства юмора. Пожалуйста, не делайте так».
От вас ждут оправданий или ответного нападения. Но можно ответить шуткой и довести ее до абсурда, тем самым сломав сценарий: «Вы говорите, что я все время опаздываю. Вы еще не видели, как я щи готовлю — это практически бесконечная история!»
2. Оценивают вас, а не вашу работу
Манипулятор хочет доказать вам и другим, что вы не эксперт, при этом говорит не о вашем проекте, а о вас как о личности: «Разве может сотрудник, которого даже нет в соцсетях, рассуждать о современных рекламных кампаниях?»
Манипулятор безошибочно определяет ваше слабое место и бьет по нему, хотя аргумент, который он приводит, мнимый: по сути это ничего не говорит о ваших рабочих качествах. Вам обидно и хочется либо оправдаться, либо контратаковать.
Вы можете ответить: «Как то, что меня нет в соцсетях, связано с моим умением управлять рекламными кампаниями?» Или: «Если я зарегистрируюсь в соцсетях, я смогу рассуждать о современных рекламных кампаниях?» Так вы собьете с толку манипулятора и покажете другим, что он рассуждает нелогично.
3. Обсуждают вашу личную жизнь
Например, вам говорят: «Я понимаю, почему у тебя с семьей ничего не клеится. С твоей-то инфантильностью!» Похоже на заботу, но только с первого взгляда: в этой фразе кроется серьезное оскорбление.
Чтобы сломать сценарий, можно сказать: «Вы правы — я инфантильный. Пусть тогда мою работу делает кто-нибудь еще. Скажем, более взрослый Иван Иванович». Или более серьезно: «Я вас уважаю, но не стоит обсуждать мою семью. А о своем инфантилизме в работе я готов поговорить».
Чем дольше вы не сопротивляетесь манипуляциям, тем сложнее потом их прекратить. Именно поэтому стоит распознать их на первых стадиях и дать немедленный отпор.
Об авторе
Александр Рикель — социальный психолог, бизнес-тренер.