1. От 20 до 30 лет: беззаботность
В этом возрасте девушки и юноши переживают одиночество одинаково. Самостоятельная жизнь ассоциируется у них с приключениями и весельем, окружена «сияющим ореолом», по выражению 22-летнего Ильи. Он признается: «В выходные я обычно знакомлюсь с новой девушкой, а иногда и с двумя». Это время любовных авантюр, насыщенной сексуальной жизни, соблазнения, разнообразного опыта. Юность удлиняется, ответственность откладывается на неопределенный срок.
Патрик Лемуан, психоаналитик:
«Юность всегда была периодом сексуального обучения… для юношей. Но в последние 20–25 лет девушки, которые окончили школу, но еще не вступили в профессиональную жизнь, тоже получили доступ к сексу. Молодежь по-прежнему „наслаждается свободой“, но эта ранее исключительно мужская привилегия доступна теперь обоим полам. Это радостная пора „первичного одиночества“, когда совместная жизнь с партнером еще не началась, хотя планы создать семью и завести детей уже есть у каждого. Особенно у женщин, которым по-прежнему нужен прекрасный принц как идеал, несмотря на все более и более свободные отношения с юношами».
2. Сразу после 30 лет: спешка
К тридцатилетию все меняется. Мужчины и женщины начинают переживать одиночество по-разному. У женщин потребность создать семью и завести детей становится более настоятельной. Это подтверждает 32-летняя Кира: «Я наслаждалась жизнью, узнала много мужчин, пережила роман, который плохо закончился, и много работала. Но сейчас я хочу перейти к чему-то еще. Я не хочу в 40 лет проводить вечера за компьютером в пустой квартире. Я хочу семью, детей…»
У молодых мужчин эта потребность тоже присутствует, но они готовы отложить ее реализацию на будущее и свое одиночество по-прежнему воспринимают с радостью. «Я не против детей, но пока об этом рано думать», — считает 28-летний Борис.
Патрик Лемуан, психоаналитик:
«Сейчас возраст родителей, у которых рождается первый ребенок, увеличивается. Дело в более продолжительной учебе, повышении благосостояния и росте средней продолжительности жизни. Но биологических изменений не произошло, и верхняя граница детородного возраста у женщин осталась прежней. Так что у женщин в 35 лет начинается самая настоящая спешка. Ко мне на прием приходят пациентки, чрезвычайно обеспокоенные тем, что они еще „не пристроены“. С этой точки зрения неравенство между мужчинами и женщинами сохраняется».
3. От 35 до 45 лет: сопротивление
Для этого возрастного отрезка характерно так называемое «вторичное» одиночество. Люди пожили с кем-то вместе, вступили в брак, развелись, разъехались… Различие между полами по-прежнему заметно: женщин, которые в одиночку воспитывают ребенка, больше, чем отцов-одиночек. «Я никогда не стремилась жить одна и тем более — растить ребенка в одиночку, — заявляет разведенная 39-летняя Вера, мать трехлетней дочери. — Если бы это не было так сложно, я бы уже с завтрашнего утра создала новую семью!» Отсутствие отношений чаще становится уделом женщин. По данным опроса сайта Parship, после развода мужчины находят партнершу в среднем через год, женщины — через три года.
И все-таки ситуация меняется. Появилось много холостяков «не на полную ставку» и пар, которые не живут вместе, но регулярно встречаются. Социолог Жан-Клод Кауфман в книге «Одинокая женщина и Прекрасный принц» рассматривает такие «дружеско-любовные метания» как важную отличительную черту нашего будущего: «Эти „неодинокие одиночки“ — первопроходцы, которые не знают об этом».
Патрик Лемуан, психоаналитик:
«Холостяцкий образ жизни нередко встречается пунктирно среди 40–50-летних. Совместная жизнь уже не воспринимается как социальная норма, как требование извне, при условии, что вопрос с детьми решен. Конечно, это верно еще не для всех, но такая модель распространяется. Мы спокойно допускаем возможность нескольких любовных историй одна за другой. Становится ли это следствием прогрессирующего нарциссизма? Наверняка. Но все наше общество строится вокруг нарциссизма, вокруг идеала реализации сверхмощного, ничем не ограниченного „Я“. И личная жизнь тут не исключение».
4. После 50 лет: требовательность
Для тех, кто достиг третьего и четвертого возраста, одиночество — печальная реальность, особенно для женщин после пятидесяти. Все больше и больше из них остаются одни, и найти партнера им становится трудно. При этом мужчины того же возраста чаще начинают новую жизнь с партнершей на 10–15 лет младше себя. На сайтах знакомств пользователи этого возраста (и мужчины, и женщины) на первое место ставят самореализацию. 62-летняя Анна категорична: «У меня не так много времени, чтобы тратить его на того, кто мне не подходит!»
Патрик Лемуан, психоаналитик:
«Поиск идеального партнера обычен для любого возраста, но на завершающем отрезке жизни он может стать еще интенсивнее: с опытом ошибок приходит требовательность. Так что люди даже рискуют продлить нежелательное одиночество из-за чрезмерной придирчивости… Что меня удивляет, так это модель, которая за всем этим лежит: мы сейчас сталкиваемся с архетипом «последовательной полигамности».
Несколько жизней, несколько партнеров, и так до самого конца. Постоянное пребывание в любовных отношениях рассматривается как непременное условие высокого качества жизни. Это происходит впервые в истории человеческого рода. До сих пор старость оставалась за рамками романтической и сексуальной сферы».