Клиент-центрированная терапия
Марина Хазанова, клиент-центрированный терапевт
«Ощутить, что значит быть собой, можно, лишь позволив себе переживать все, что с нами происходит. Если что-то болит, согласиться с тем, что нам больно. Если нас что-то радует, не стесняться этого и выразить свою радость. Не отрицать в себе то, что не нравится, но признать: это — тоже часть моего «Я». Клиент-центрированная терапия позволяет в атмосфере безопасности и свободы выражать любые чувства и эмоции. На встрече с терапевтом клиент рассказывает о том, что его волнует, огорчает, злит или смешит, в чем он не уверен, что ему нравится или не нравится в себе. Терапевт слушает — внимательно, уважительно, стараясь понять происходящее, то, что переживает клиент. Его задача — быть рядом и безусловно принимать пациента, то есть внутренне соглашаться с тем, какой он есть в данный момент. Это помогает собеседнику перестать бояться своих чувств, стать ближе к самому себе. Создатель этого метода, американский психолог Карл Роджерс был уверен в том, что «каждый человек по природе своей положителен» и стремится к внутреннему развитию и духовному росту, а препятствуют этому неблагоприятные условия и обстоятельства. После клиент-центрированной терапии многие начинают лучше себя чувствовать в буквальном смысле. Человек приобретает способность оценивать ситуацию исходя из собственных ценностей и действовать в соответствии со своими интересами. Он становится спокойнее и увереннее, легче справляется с неприятностями, лучше относится к людям и больше доверяет себе».
Об этом
«Взгляд на психотерапию. Становление человека» Карл Роджерс (Прогресс, 1994).
Есть вопрос?
Общество семейных консультантов и психотерапевтов, т. (495) 517 7524, www.supporter.ru; Институт психотерапии и консультирования «Гармония», т. (812) 371 8220, www.inharmony.ru
Гештальт-терапия
Нифонт Долгополов, гештальт-терапевт
«Во время сеанса гештальт-терапии мы исследуем переживания клиента, его ценности и желания, учим быть внимательным к себе. Ведь до тех пор, пока человек отказывается признать в себе то или иное чувство, он не может быть полностью самим собой. Этот метод помогает осознать себя, понять свои настоящие чувства и желания, ощутить границы своего «Я». Когда эти границы прочны и вместе с тем гибки, легче приспосабливаться к окружающему миру, в том числе к другим людям, без которых невозможно удовлетворить свои потребности. Определить свои границы (а иногда и выстроить их) помогают прямые вопросы: «Кто я такой?», «Что для меня в жизни главное?», «Какие ценности я считаю своими?» Важная часть работы — признание собственных прав: «Я имею право отличаться от других, я имею право говорить «нет», я имею право на любые чувства, даже если они кому-то неприятны». Признав свое право быть собой, мы сможем определить, что из того, что мы имеем, нам полезно, а что нет. Гештальт-терапия помогает и тогда, когда мы чего-то хотим, к чему-то стремимся, но никак не можем этого достичь. В этом случае задача терапии — «завершить» это переживание, причем не обязательно позитивно: иногда мы можем признать, что добиться желаемого просто невозможно. В результате появляется чувство легкости, ведь мы освобождаемся от того, что нам не удается сделать «своим», и открываемся для новых возможностей».
Об этом
«Практика гештальт-терапии» Фриц Перлз (Академический проект, 2008), «Гештальт: искусство контакта» Серж Гингер (Культура, 2010).
Есть вопрос?
Московский институт гештальта и психодрамы, т. (495) 607 1157.
Я ощутила согласие с собой, когда…
Я сказала правду подруге
Анна, 28 лет, дизайнер
«В студенческие годы я поехала в Париж изучать французскую литературу. Там же училась моя близкая подруга. Она познакомила меня со своим женихом — начинающим писателем и поэтом… А поскольку я тоже пишу стихи, мы стали много и тесно общаться. Мне и в голову не приходило, что он увидит в этом больше чем дружбу! Однако он вскоре захотел более интимного общения... Я предупредила об этом подругу, ни секунды не колеблясь, надо это делать или нет. Конечно, она обиделась. Но я была уверена, что поступила правильно. В результате они поженились и живут вместе уже десять лет. Сейчас я думаю, что могла бы поискать другие слова… Но я все равно сказала бы правду».
Интегративная кинесиология
Ольга Троицкая, психотерапевт
«Интегративная кинесиология, как и другие методы телесно-ориентированной психотерапии , работает с «запечатленными» в нашем теле переживаниями и ощущениями. Этот метод направлен в первую очередь на работу с последствиями психологической травмы, которые и много лет спустя могут оказывать разрушающее влияние на жизнь человека. Наше тело моментально реагирует на опасность, готовясь к борьбе или к бегству. Но так же организм может вести себя и тогда, когда реальной угрозы нет. Например, выступая на защите диплома, студент вдруг теряет дар речи и покрывается красными пятнами. Оказывается, когда-то в школе его высмеяли и унизили после выступления перед классом. В похожей ситуации тело «вспомнило» тот случай и, решив, что ситуация угрожающая, запустило стрессовую реакцию. В момент опасности (реальной или кажущейся) работают рефлексы. Наш метод с помощью специальных упражнений помогает «убрать» автоматическую реакцию, которая мешает человеку осознавать ситуацию и действовать адекватно. Мы учим прислушиваться к своим телесным ощущениям, осознавать свои реакции на то или иное движение. И предлагаем делать упражнения до тех пор, пока клиент не почувствует, что ему этого достаточно… Выполняя их, он наблюдает за происходящими в себе изменениями. Он задает себе вопросы и прислушивается к телесным реакциям, которые появляются в ответ на них. Такой опыт помогает ему в дальнейшем отличать свои импульсивные реакции от подлинных чувств».
БЫТЬ В СОГЛАСИИ С СОБОЙ ЗНАЧИТ ПРИНИМАТЬ СВОИ ПРОТИВОРЕЧИЯ И УЖИВАТЬСЯ С НИМИ.
Об этом
«Интегративная Кинесиология» Светлана Смирнова (ЦМК, 2011).
Есть вопрос?
Мастерская Ольги Троицкой, т. (926) 246 3643, http://musters.ru
Я ощутил согласие с собой, когда…
Я отказался работать с пациентом
Олег, 48 лет, кинезиолог
«Мама привела ко мне на прием 15-летнюю дочь в состоянии сильного стресса. Я поговорил с девушкой, у нас возник хороший контакт. Но в следующий раз мать осталась с нами, и дочь стала вести себя вызывающе, заявила, что хочет умереть... И тогда я попросил их уйти. Обе были возмущены: как же, ведь врач не имеет права отказать в лечении. Но я объяснил, что могу помочь только тому, кто этого хочет... Понимаю, что каждый из нас нуждается во внимании и любви. Но я врач, а не родственник. И чувствую: чтобы помочь пациенту, надо сломать стереотип, мешающий увидеть ему ситуацию в реальности. Иначе лечения просто не получится».
Психодрама
Елена Лопухина, психотерапевт
«Психодрама — метод групповой психотерапии, который был разработан психологом Якобом Морено в начале ХХ века. Однако этот подход широко используется и в индивидуальной терапии (монодрама). Психодрама — это исследование внутреннего мира человека и его отношений с другими людьми средствами ролевой игры. Морено считал, что наша личность состоит из отдельных взаимодействующих между собой частей (или ролей): чем шире репертуар этих ролей, тем лучше обстоят дела с душевным здоровьем и личностным развитием человека. На психодраматической сессии клиент с помощью других членов группы воссоздает и изучает в действии сложный мир своих отношений и переживаний. В результате он, например, может понять, как его «испуганная» часть блокирует ту, которая стремится к счастливой жизни. В психодраме мы не только встречаемся с разными частями своей личности, рассматриваем, как они влияют друг на друга и на наше поведение, но и можем заменять механизмы взаимодействия своих ролей на более зрелые и продуктивные.
В процессе работы клиент становится одновременно и творцом, и главным героем своей драмы. Он воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, относящиеся к его проблеме, как если бы они происходили в данный момент. «Драматическое» понимается не как театральность, а как драматургия: ведь человек, подобно драматургу, может пересматривать и переделывать события своей жизни.
О внутреннем мире можно рассказать образными средствами. Для работы с клиентом мы выбираем тот, который ему ближе: он может с помощью группы разыграть сновидение, рассказать сказку, воплотить метафору состояния, воспроизвести сцену из жизни... Одно из преимуществ психодрамы в том, что опыт самопознания приобретает не только клиент, но и все участники группы. Они сравнивают происходящее со своими ощущениями, жизненным опытом и начинают лучше понимать то, что происходит с ними».
Об этом
«Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы» Елена Лопухина, Екатерина Михайлова (Класс, 2003).
Есть вопрос?
Институт психодрамы и ролевого тренинга, т. (929) 545 3771; Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, т. (495) 917 8020, www.igisp.ru