Он изменяет наши нейронные цепи?
Поиск информации в Сети меняет нейронные связи, утверждает невролог Гэри Смолл (Gary Small)*. «Команда ученых нашего университета работала с добровольцами в возрасте от 55 до 78 лет, – рассказывает он. – До начала исследования половина его участников использовала интернет ежедневно, другая имела лишь общее представление о нем. Мы обнаружили, что у пожилых людей с минимальным опытом взаимодействия с интернетом поиск информации в Сети может изменить шаблоны мозговой деятельности. Интернет делает ее более эффективной буквально за одну неделю». Те, кто живет в эпоху интернета, думают в буквальном смысле иначе, чем предыдущие поколения. Однако, задавая бесконечную цепь поисковых запросов, перепрыгивая с одного ресурса на другой без конкретной цели, мы оказываем мозгу медвежью услугу. «Каким бы увлекательным ни был этот процесс, – продолжает Гэри Смолл, – он приводит лишь к «компьютерной усталости». Мозг переживает повышенный стресс и в том случае, когда мы одновременно работаем с несколькими сайтами, отвечаем на почту и говорим по телефону. В результате многие из тех, кто так работает в течение нескольких часов, жалуются на усталость, раздражительность и сложности восприятия. Постоянное воздействие гормонов стресса может изменить нейронные цепи тех зон мозга, которые отвечают за познание и контроль настроения. Поэтому имеет смысл делать усилие и время от времени отрываться от экрана, возвращаясь из виртуальной в реальную жизнь.
* Гэри Смолл возглавляет центр изучения памяти и старения Калифорнийского университета (США), bri.ucla.edu
Он перегружает нашу память?
«Интернет (как и газеты, журналы) – это средство массовой информации, – рассуждает нейрофизиолог Александр Каплан*. – Но его отличает интерактивность, причем индивидуальная. Пользователь может управлять всем, мгновенно выбирая информацию, способ ее подачи, видеоряд, музыкальное сопровождение. Но эволюционно мозг не приспособлен к такой высокой скорости переключения с одной темы на другую. Мы можем удерживать в поле своего внимания только 6–7 источников информации». А интернет умножает число каналов восприятия, сюжетов, типов данных. Именно это создает сложности для нашего мозга, «перегревая» оперативную память: «мозг не справляется с поступающей информацией, не может сопоставить ее с нашим личным опытом, потому что тот несоизмеримо беднее». Интернет часто требует от нас многозадачности, которая нашему мозгу (и памяти) не под силу. Но с другой стороны, благодаря интернету нам уже не нужно «помнить все»: достаточно знать, где искать нужную информацию.
* Александр Каплан руководит лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Его лекцию «Интерфейс мозг–компьютер» можно услышать на сайте univertv.ru
Он вредит нашему критическому мышлению?
«Любую новую информацию наш мозг старается моментально опознать: кто это; что это; как это устроено, – поясняет Александр Каплан. – Так мы удовлетворяем свою потребность в знаниях. Система гиперссылок, которые есть на всех интернет-ресурсах, рассчитана на наше рефлекторное любопытство. Но, переходя от одной ссылки к другой, мы порой забываем, ради чего на сей раз обратились к интернету». Те, кто увлекается интернет-серфингом, сведущи во многих областях, но их знания обычно поверхностны. Кроме того, сомневаясь в точности интернет-контента, мы не всегда в состоянии его анализировать и критиковать – во многих вопросах нам не хватает компетентности. Так возникает риск потерять способность критически мыслить. «Со временем это может привести к тому, что человек станет все больше доверять популярным веб-ресурсам, потребляя то, что они предлагают, – предупреждает Александр Каплан. – Система подачи информации регулируется числом запросов, поэтому наиболее востребованным может стать все среднее, массовое – и фильмы, и литература, и журналистика». Но поток сведений, который обрушивается на нас, имеет и положительную сторону: «мы можем упражнять свой критический ум, вырабатывать свою точку зрения и отстаивать ее перед другими», полагает биолог Франсуа Таддеи (Francois Taddei)*. Лишний повод для нашего мозга стать еще пластичнее!
* Франсуа Таддеи, инженер и генетик, научный сотрудник Национальной академии медицинских наук Франции (INCERM).
«Разбей свой материал на три части и опубликуй как отдельные статьи», – такое указание я услышала однажды от главного редактора интернет-ресурса. Заметив мое недоумение, он продолжил: «Больше в интернете внимание читателя не удерживается. И не забудь вывести главные мысли в начало статьи, не нужно никакой интриги». С сожалением признаем, что нам все реже доводится читать вдумчиво и не торопясь, расслабляться воскресными днями, вести неспешный разговор со своими гостями, подробно и участливо слушать рассказы близких об их делах и заботах. Мы виним в этом постоянную гонку нашей жизни, стрессы на работе... и забываем про интернет. Действительно ли он спровоцировал невидимую революцию в наших головах, отнюдь не безобидную для сознания, памяти и ментальности?
Он мешает нам читать?
«Нам понадобилось больше тысячи лет, чтобы научиться читать, – говорит когнитивный психолог Тьерри Бассино (Thierry Baccino). – В процессе чтения все – расстояние между словами, форма букв – требует от мозга активных усилий. Кажется, что чтение с экрана ничем не отличается от «бумажного», но это не так».Работа мозга (если говорить схематически) заключается в том, чтобы перехватить, запомнить и обработать информацию, которую он получает от органов чувств. Перед экраном нагрузка на глаза значительно выше. «Компьютеры существуют всего несколько десятилетий, и мозг еще не успел приспособиться к такому способу чтения, – продолжает Тьерри Бассино. – В привычных условиях, когда мы читаем книгу, наши глаза могут четко различить только 4–6 символов одновременно. Перед монитором они начинают метаться, скорость реакции на визуальную информацию вырастает на 30%! Символов значительно больше, они различных цветов и форм. К ним добавляются всплывающие окна и множество ссылок, которые возникают внезапно и отвлекают наше внимание». Тем, кто часами читает в интернете, стоит время от времени успокаивать свой мозг чтением по старинке, благо бумажных книг никто не отменял.
* Тьерри Бассино, профессор университета Париж VIII и научный руководитель Лаборатории технологического применения цифровой информации (Lutin), lutin-userlab.fr
Читайте также:
Он формирует новый разум?
Интернет объединяет миллионы компьютеров, а человечество состоит из миллиардов умов. Если связать их должным образом, может ли в результате появиться новый и совершенно независимый интеллект? И если такое случится, то как мы об этом узнаем?
«В настоящее время единственная сила, способная соединять людей в мировом масштабе, это интернет, – считает писатель Майкл Хорост (Michael Chorost). – Вместо того чтобы сражаться с ним или поклоняться ему, нам следует «распространиться» в нем, чтобы расширить свои границы и стать сильнее, развивая в себе сочувствие к другим людям. Нам нужно помнить, что Всемирная сеть – не порождение враждебных сил, повелевающих извне. Интернет – это мы сами: наши надежды и желания, материализованные в оборудовании и программном коде... Пытаться обойти Сеть или оставаться где-то в стороне от нее – заведомо проигрышный вариант. Единственный путь к преодолению интернета – пройти через него».
* Майкл Хорост, автор книги «Всемирный разум. От мировой паутины к глобальному сознанию» (Эксмо, 2011).
Он формирует новый разум?
Интернет объединяет миллионы компьютеров, а человечество состоит из миллиардов умов. Если связать их должным образом, может ли в результате появиться новый и совершенно независимый интеллект? И если такое случится, то как мы об этом узнаем?
«В настоящее время единственная сила, способная соединять людей в мировом масштабе, это интернет, – считает писатель Майкл Хорост (Michael Chorost). – Вместо того чтобы сражаться с ним или поклоняться ему, нам следует «распространиться» в нем, чтобы расширить свои границы и стать сильнее, развивая в себе сочувствие к другим людям. Нам нужно помнить, что Всемирная сеть – не порождение враждебных сил, повелевающих извне. Интернет – это мы сами: наши надежды и желания, материализованные в оборудовании и программном коде... Пытаться обойти Сеть или оставаться где-то в стороне от нее – заведомо проигрышный вариант. Единственный путь к преодолению интернета – пройти через него».
* Майкл Хорост, автор книги «Всемирный разум. От мировой паутины к глобальному сознанию» (Эксмо, 2011).
Он влияет на наши решения?
Мы уже точно знаем, что мозг не единственный мыслительный орган: мы думаем нашим телом целиком. «Действительно, мозг не одинок перед монитором, он постоянно ведет диалог с различными органами нашего тела, – объясняет нейропсихолог Марсьял Мермийо (Martial Mermillod)*. – Это приводит к общему возбуждению мозговых структур, из которого и возникает мысль. То, что происходит потом, еще более удивительно. Для того чтобы усвоить информацию, нам необходимо имитировать с помощью мышц то, как мы выражаем эмоции – например, страх или гнев». Иными словами, мы производим неуловимые мышечные движения, которые посылают сигналы в мозг, и эти сигналы, возможно, играют решающую роль в принятии решения. Кино и телевидение показывают нам жизнь крупным планом, оказывая мощное воздействие на наше сознание и, конечно, определяя многие наши действия, считает Марсьял Мермийо. Интернет менее эмоционально нагружен, так что не стоит переоценивать опасность: у нас нет оснований полагать, что мы вскоре окажемся в его власти.
* Марсьял Мермийо работает над созданием сетей искусственных нейронов Лаборатории социальной и когнитивной психологии (Lapsco) в Клермон-Ферранe (Франция).
Наш мозг, уникальный приспособленец
Многочисленные исследования подтверждают исключительную пластичность нашего мозга. И все же эта способность адаптироваться к новым обстоятельствам недостаточно оценена. Это доказал, в частности, эксперимент с участием добровольцев, которые согласились жить с завязанными глазами и ежедневно интенсивно осваивать чтение по Брайлю (азбуке для слепых)*. Спустя всего пять дней магнитнорезонансная томография мозга показала, что зоны, ответственные за зрение, уже «переключились» на тактильное восприятие. А. А.
* Данные опубликованы медицинской клиникой Beth Israel Deaconess Medical Center при Гарвардском университете (США) в августе 2010 года, bidmc.org