alt

Для нас это первая жизненная необходимость, основание нашей личности. Любовь другого всегда подтверждает нашу ценность. А если это чувство взаимно, оно наполняет силой нас и нашу жизнь.

«Бросил меня и растоптал», «Она от меня избавилась», «Чувствую себя ненужной вещью»… Какими словами описать отчаяние, когда отношения рушатся, как выразить свои чувства, когда любимый человек уходит? Почему нам так больно, если мы теряем любовь другого?

Отчасти дело в том, что мы себя не любим. Мы устроены так, что в принципе на это неспособны. Когда мы задумываемся о том, чего на самом деле стоим, наш внутренний ответ всегда одинаков: мы чувствуем себя полным ничтожеством. И неудивительно – мы ведь сравниваем себя с идеалом и, конечно, не выдерживаем сравнения. «Люди, которые смотрят на себя слишком критично, скорее всего, в детстве подвергались критике, оценке, и им бывает трудно относиться к себе по-другому, – комментирует психотерапевт Марина Хазанова. – Чем больше нас принимали в детстве, чем глубже ценили, а не оценивали, радовались нам, нашему своеобразию, позволяли быть самими собой, тем меньше у нас будет сомнений в том, что нас есть за что любить».

Когда нас не любят, мы снова оказываемся в детстве, возвращаемся в тот момент, когда вдруг обнаружили: мать любит не только меня, не только я составляю ее счастье, у нее есть жизнь и без меня! А может, я ей в тягость?

Бессознательное не знает половинчатости, и в случае с любовью нас бросает из одной крайности в другую, мы чувствуем себя то «дерьмом», то «сокровищем». Влюбленный как будто говорит: «Я вижу в тебе все богатства мира». И тайну. Нечто, что его восхищает, но чему он не может подобрать определения, поскольку любовь не есть знание, а лишь предположение и воображение. «И это одна из причин, по которой мы неспособны по-настоящему любить себя: мы не можем ничего предполагать о себе. Зато у нас есть уверенность в своих несовершенствах, в своей недостаточности, ведь мы постоянно гонимся за нашим идеальным «Я», – размышляет психоаналитик Патрик Ламбуле (Patrick Lamboulet). – Мои пациенты часто восклицают: «Я просто не понимаю, как можно меня любить!» На это я им отвечаю: «Согласитесь хотя бы с тем, что другой – может».

Мы по-разному привязаны друг к другу

Любовные отношения партнеры строят по-разному. Исследователи описывают четыре типа привязанности*.

Безопасная.

Вы уже долго вместе, и вам все нравится. Вы умеете выражать свои эмоции, не страдаете от приступов депрессии или тревожных расстройств. Вам приятно быть друг с другом.

Тревожная.

Несмотря на то что вы стремитесь быть вместе, любовные отношения являются для вас источником тревог и конфликтов. Вы умеете выражать свои чувства, но часто находитесь под воздействием отрицательных эмоций, что делает хрупким ваш союз.

Отстраненная.

Вы настолько уверены в себе, что подчас вас принимают за холодного или расчетливого человека. Это негативно сказывается на ваших личных отношениях. Чувствуется, что вам не хочется сближаться.

Боязливая.

Вы очень тревожны и боитесь близости. В любовных отношениях вы в первую очередь обращаете внимание на сложности и разногласия. Вам трудно доверять партнеру, даже если он вам дорог.

* R. Fraley, N. Waller, K. Brennan «An item-response theory analysis of self-report measures of adult attachment». Journal of Personality and Social Psychology, 2000, № 2.

alt

Я любим, значит, я существую

«Если вас кто-то любит, вы уже приобщены к вечности», – говорил митрополит Антоний Сурожский. Страх потерять себя перед лицом жизненных трудностей, утратить себя в этом суровом мире силен, но любовь другого человека позволяет нам сохранить целостность. У нас есть почти физиологическая потребность в привязанности, но еще сильнее экзистенциальная нужда в ней: она развивается и остается с нами, потому что дает нам самое убедительное оправдание нашего существования. Нам не приходится больше спрашивать себя: «Зачем я здесь?» Мы чувствуем невероятное облегчение: ведь до сих пор мы пытались определить себя через наши социальные, семейные и профессиональные роли, но продолжали сомневаться. И вот в одночасье наша жизнь заверяется любовью другого человека. Это ощущение гораздо мощнее, чем то, что может дать наше представление о себе как совокупности функций. Мы просто любимы… Нас окрыляет взгляд другого, мы можем отказаться от плоского и унылого восприятия себя. Мы получаем доказательство своей уникальности: я и никто другой. Меня выбрали, меня узнали и оценили. «Именно поэтому люди, не чувствующие себя любимыми, ищут любви, именно ради нее «пускаются во все тяжкие»,– говорит Марина Хазанова. – Неразборчивость в связях (в том числе и у подростков) – проявление именно этой потребности быть любимым».

Да, мы все хотим, чтобы нас любили, но не стоит себя обманывать: быть любимыми нам случается гораздо реже (и дается гораздо труднее), чем любить самим. Мы боимся потерять свободу, вступать в отношения, которые нас обязывают, в которых мы рискуем почувствовать себя должниками. Тот, кто любит, как будто говорит нам: «Я надеюсь, что ты сможешь взять меня с собой в то место, о котором можно только мечтать. Я полагаюсь на тебя».

А если любовь не найдет в нас отклика? Тогда, возможно, придется деликатно отклонить чувство, которое другой испытывает к нам. «Люди разные: кто-то прекращает отношения, осознавая, что не может любить в ответ, считает это нечестным, – комментирует Марина Хазанова. – У меня такие люди вызывают уважение: они не хотят быть только объектом любви, а хотят полюбить сами, чтобы испытать полноту жизни. А кто-то доверяется чувствам другого, пробует и в результате влюбляется сам».

Любить – значит меняться вместе

Когда мы не можем ответить взаимностью, в душе возникает пустота, острое чувство, что нам чего-то недостает. Любовь другого делает нас живыми, но не может влить в нас желание. Что-то отзывается в нас, но мы не можем принять эту любовь, к которой не готовы, открыться тому, что может нас полностью изменить. Если же чувства взаимны, если нас любит тот человек, которого любим мы, мы становимся сильнее и учимся принимать другого таким, какой он есть, а не таким, каким мы хотели бы его видеть. Мы соглашаемся меняться, мы готовы усомниться в себе и начать движение навстречу другому. «Возникает чувство единения с тем, кого любишь, чувство полного доверия к нему, глубинное интуитивное понимание его души, его переживаний, желаний, радости, боли, страхов и стремлений», – добавляет Марина Хазанова. Мы открываем новые, иные миры, и любовь освещает нам путь.

Об этом

«Таинство любви» Антоний СурожскийО сущности любви и брака как о выражении предельной радости и полноты размышляет в этой книге бесед митрополит Антоний Сурожский (1914–2003), богослов, философ, проповедник и настоящий учитель любви (Сатисъ, 2010).

Татьяна Лазарева, 46 лет, телеведущая«Я не верила, что меня могут любить»

alt

«Есть такое мнение, что людей публичных профессий недолюбили в детстве, и они эту свою недолюбленность потом добирают вниманием зрителей. У меня это действительно так: в детстве я слышала слишком много критики, и даже положительные оценки подразумевали «но». «Ты молодец, но можно и лучше», – непременно добавляли родители. Этот недостаток безусловной любви я ощущаю до сих пор. Более того, именно в нем я вижу причину того, что мне долго не удавалось довериться мужчинам: я не верила, что меня могут любить просто так, без всяких условий. Если отношения не складывались, я считала, что это справедливо – ведь любить меня совершенно не за что. Неприятно, что, осознавая ошибку, которую допустили мои родители, я воспроизвожу ту же модель взаимоотношений со своими детьми, и удалить «но» мне никак не удается…

Довольно поздно, но я все-таки нашла человека, с которым окончательно связала свою жизнь. В наших отношениях многое основывается на конкуренции: у нас одна профессия, и каждый стремится доказать другому, что тоже чего-то стоит. Как будто нам необходимо все время подтверждать, что мы достойны любви друг друга. Конечно, я не могу со всей уверенностью говорить за мужа. Но я действительно «ставлю рекорды» в работе именно ради его любви. Мне необходимо быть любимой, это дает мне силы. Хорошо, что конкурировать мы можем на публике, не всерьез, и таким образом обходимся без семейных конфликтов».

Записала Елизавета Замыслова