«В пятом классе надо мной смеялся весь класс, — вспоминает 19-летняя Татьяна, — когда моя классная руководительница вывела меня к доске перед всеми, потому что я пришла в нарядных лосинах, и сказала: „Посмотрите, вот так, как попугай, одеваться нельзя!“ И с тех пор подколы и троллинг не прекращались до старшей школы». А 13-летнему Михаилу одноклассники устроили бойкот по причине, о которой мало кто из взрослых мог бы догадаться. «По их мнению, он слишком умный и начитанный, — рассказывает мать Михаила Светлана, — его исключили из классного чата, он стал изгоем».
Как начинается буллинг
Буллинг редко начинается с драки или физических унижений. Его первые тревожные звонки — это насмешки, обидные прозвища, оскорбления. Причем словесное преследование нередко возникает с подачи учителя, который не скрывает недоброжелательного отношения к ученику и поощряет атаки как удобную меру воздействия на него.
Другая форма буллинга — социальная. Это все, что связано с исключением из группы, игнорированием, отказом садиться рядом
«Дети редко считают опасными вербальную агрессию и бойкоты: „мы никого не трогаем, просто веселимся“, — рассказывает руководитель горячей линии программы „Травли NET“, когнитивно-поведенческий психолог Мария Афонина, — да и самому адресату насмешек жаловаться бывает стыдно: вроде бы ничего особенного не происходит. Так возникает атмосфера вседозволенности, и маховик насилия раскручивается: добавляется физическая агрессия, тычки и побои, а также буллинг с использованием интернета».
Чем опасен кибербуллинг
Ни один вид травли не безобиден, но школьное преследование ограничено территорией конкретного района, и ребенок может спрятаться дома, отправиться в танцевальный кружок или уехать в лагерь и там, в окружении новых друзей, почувствовать себя хорошо. Травля в интернете безгранична. «Она распространяется мгновенно, — замечает Мария Афонина. — Например, одноклассники создают чат в соцсетях „Петя-дурак, передай дальше“ и постят туда издевательские мемы про Петю. А потом к чату подключаются ученики из других классов и школ, из других городов».
Кибербуллинг может начаться и в онлайн-игре, где группа участников выбирает жертву и начинает ее хейтить, придумывать обидные прозвища
«Агрессоры в Сети ощущают безнаказанность и теряют самоконтроль, — продолжает психолог. — Они пишут такие ужасные вещи, которые вряд ли бы сказали при очной встрече. Они не видят реакции жертвы, не понимают, что с ней происходит, а ребенок, читая едкие комментарии, приходит в полное отчаяние».
Тем, кто столкнулся с кибербуллингом, Мария Афонина рекомендует сделать скрины экрана и написать жалобу администраторам или модераторам чата, в котором они получают оскорбления, затем заблокировать обидчиков и немедленно выйти из этой игры, чата, форума.
5 фактов о травле
55% детей признаются, что столкнулись с травлей лично. 24% назвали себя жертвой травли, 76% — свидетелями. 6% опрошенных признают, что сами были зачинщиками.
42% родителей не знают о том, что их ребенка травят.
Подавляющее большинство 82%) буллеров сами были жертвами травли.
Дети бывших буллеров сами становятся буллерами в 7 раз чаще, чем дети жертв или свидетелей травли. Дети жертв травли с большей вероятностью окажутся в такой же роли, чем дети родителей с другим опытом.
Только 12% детей намерены сразу сообщить о буллинге взрослым. 88% намерены разбираться с проблемой самостоятельно.
По данным опроса Group4Media среди 559 российских школьников 12–18 лет, июль 2023, и по данным исследования «Где мои дети» и программы «Травли NET», 2021. В опросе приняли участие 4027 респондентов из всех регионов России. Средний возраст — 30–45 лет.
В чем причина травли
Большинство родителей (около 55 %) и учителей (в среднем 63 %) считают наиболее частой причиной травли ученика его поведение, внешние или социальные отличия.
«Индивидуальные особенности ребенка, его поведение и манера общения действительно имеют значение, — подтверждает детский и семейный психолог Татьяна Жекулина. — В возрасте 9–11 лет, когда чаще всего и начинается травля, дети тянутся в группу, дорожат своей сплоченностью и потому подобны камертонам, тонко настроенным на „нормальность“ и „ненормальность“: этот ребенок такой, как все? Школьник, который хоть чем-то выделяется, несет угрозу групповой идентичности и становится удобным объектом для объединения „против“, для подтверждения силы и единства группы».
«Во время общей уборки в 4-м классе Степа возмутился, даже завизжал, что его не имеют права заставлять мыть полы, — вспоминает бывший одноклассник Степы 27-летний Игорь, — многие ребята посчитали его очень странным, и он стал мальчиком для битья».
Ментальные или физические особенности, гиперактивность или заторможенность, эмоциональность или эксцентричность, слишком слабая или высокая успеваемость, — все может стать поводом для травли. Но все это лишь поводы.
Неудивительно, что 46 % зачинщиков сами не могут назвать точную причину своей агрессии
«Жертвой травли может стать любой, — утверждает Мария Афонина. — Те, кто привык самоутверждаться за счет других, в любом ученике найдут, за что зацепиться». Причины травли следует искать не в жертве, а в той атмосфере, где она разворачивается.
Мария Афонина перечисляет условия, при которых в коллективе расцветает вседозволенность:
не оговорены правила уважения к различиям друг друга;
руководитель не развивает у детей навыки корректно выражать свою позицию и защищать личные границы;
в группе много детей с лидерскими качествами, они конкурируют, делят зоны влияния и не готовы уступать;
либеральный стиль управления (дети предоставлены сами себе);
слишком авторитарный стиль с жесткой иерархией.
В таком коллективе часто возникает треугольник «агрессор–жертва–наблюдатели». Раскручивая жертву на эмоции, агрессоры получают удовольствие, но не от того, что причиняют боль (многие даже не задумываются о чувствах потерпевшего), а от того, что ощущают себя статусными, сплоченными и способными управлять другим. «Зачинщиками могут оказаться вполне благополучные, успешные дети, например, когда они остро переживают несправедливость и хотят наказать того, кого сочли обидчиком, — замечает Мария Афонина. — В среде, располагающей к агрессии, они выбирают недостойный способ отстоять свою правоту».
Как понять, что ребенка травят
Прочитайте следующие утверждения и пометьте те, с которыми вы согласны.
Вы заметили резкие перемены в его поведении: спокойный ребенок вдруг стал крикливым и раздражительным; активный — подавленным и заторможенным; общительный — грустным и замкнутым.
Придумывает причины не ходить в школу, притворяется больным; выходит из дома, но в школу не идет.
Начал много болеть: частые простуды, головные боли, расстройство кишечника (особенно в учебный период, а не в каникулы).
Резко снизилась успеваемость.
Неохотно делится новостями из школьной жизни (хотя раньше подробно рассказывал).
Всеми силами старается избежать внешкольных мероприятий (экскурсий, походов, чаепитий и др.).
Часто пропадают вещи (ребенок может говорить, что теряет их).
Не ходит в гости к сверстникам и их не зовет к себе; его не приглашают на дни рождения.
Просит вас провожать и встречать его из школы, хотя раньше ходил самостоятельно.
Вы замечаете на теле ребенка синяки и ссадины, происхождение которых он не всегда может объяснить.
Часто просит у вас деньги для школы, и суммы постепенно растут.
Резко снизилась самооценка, ребенок вдруг стал очень тревожным, неуверенным, думает, что ни на что не годится.
Если на три и более пунктов вы ответили утвердительно, имеет смысл расспросить ребенка подробнее и обратиться к психологу.
По материалам программы «Травли NET»
Когда жертвой травли становится учитель
Обратная сторона медали — преследование учениками учителя. Оскорбительные посты в соцсетях, обсуждение внешнего вида и личной жизни, шантаж и угрозы, игнорирование требований, публикация фото, выставляющих учителя в глупом или смешном виде… Опрос показал, что 70 % учителей сталкивались с теми или иными видами травли со стороны учеников. Среди основных причин авторы исследования отмечают желание агрессора выделиться или возвыситься в глазах одноклассников, отомстить учителю за его требовательность и выплеснуть эмоции.
Это явление не новое, но в последние годы гаджеты упростили преследование, а благодаря соцсетям травля учителей получила широкую огласку
«Молодому учителю, который чувствует себя неуверенно, противостоять нападкам сложнее, — считает Мария Афонина. — Но атаковать могут преподавателя любого возраста, и по причинам, далеким от его личностных качеств. Например, от уроков отстранили любимого учителя, и ученики издеваются над тем, кто пришел ему на замену, в надежде, что он уйдет сам и им вернут прежнего».
В конце 2023 года был принят закон, направленный на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности, но его эффективность зависит как от системных изменений, так и от решимости самих учителей просить о помощи: каждый четвертый из них умалчивает о травле, очевидно, стыдясь признаваться окружающим в собственной профессиональной несостоятельности.
Чем опасна травля
«Какой бы вид ни принимала травля, она вызывает травмирующие переживания у всех — всех! — участников, — подчеркивает Татьяна Жекулина. — Жертва получает опыт унижения и беспомощности, переживает дистресс, который ведет в перспективе к депрессиям и тревожным расстройствам. У преследователей во взрослом возрасте также наблюдаются депрессии и тревожные расстройства, к которым добавляются суицидальные мысли и антисоциальное поведение».
Преследуемые учителя быстро выгорают, а наблюдатели вместе с чувством беспомощности переживают страх, вину и стыд за свое невмешательство, что сказывается на их самооценке.
Куда обратиться за помощью
Горячая линия психологической поддержки по вопросам травли — +7 (800) 500-44-14
Единый Общероссийский телефон доверия для детей и подростков — +7 (800) 200-01-22
Бот в Телеграме — @trudno_podrostkam_bot
Как справиться с травлей
Разумеется, лучший способ пресечь травлю — ее предотвратить. Но что делать, если процесс уже запущен?
«Все заинтересованные взрослые — родители, учителя и администрация школы — должны признать, что возникла травля, и начать с ней работать, а не упрекать друг друга, как часто происходит, — объясняет Мария Афонина. — Программа „Травли NET“ предлагает для этого пошаговую программу из пяти занятий».
Дети вместе смотрят мультфильм про травлю, а затем в ходе обсуждения они учатся различать элементы буллинга, делятся своим опытом обид и постепенно осознают, что происходит в их собственном классе
«Затем мы предлагаем каждому сделать выбор „за“ или „против“ травли, — продолжает Мария Афонина. — Большинство выбирают прекратить нападки. Важно, что это решают сами дети, а не взрослые». Следующие шаги — установление новых правил и санкций за их нарушение, а также развитие коммуникативных навыков, умения защищать себя без вреда для других. Последний этап — запуск какой-то игры или активности, которая объединит коллектив вокруг полезной, творческой цели.
Родители вправе инициировать проведение подобной обучающей программы в своем классе, а также настоять на вмешательстве учителя, если сердце подсказывает им, что с ребенком в школе творится что-то неладное.
Как родителям поговорить c учителем о травле
Мы узнали, что ваш ребенок подвергается травле в школе. Kaк выстроить диалог с классным руководителем, чтобы он вас услышал? Эксперты «Травли NET» рекомендуют.
1. Убедитесь, что речь действительно идет о травле
О систематическом, целенаправленном причинении вреда, объединении «все пpотив одного», а не конфликте между равными по силе участниками.
2. Соберите конкретные факты
Что происходило, когда, где, кто присутствовал. По возможности заручитесь поддержкой свидетелей и доказательствами (испорченные вещи, скpины переписок, аудио- и видеозаписи).
3. Согласуйте удобное для всех время и договоритесь о встрече с учителем заранее
B процессе беседы сохраняйте спокойствие и будьте вежливы, чаще обpащайтесь к учителю по имени и отчеству — это поможет лучше установить контакт.
4. Начните сразу с сути про6лемы
Оперируйте фактами, а не эмоциональными оценками. Можно так и сказать: «Мне стало известно…», «Мы заметили, что ребенок в последнее время…»
5. Выслушайте ответ учителя и спросите, что он собирается предпринять, предложите свою помощь
Используйте фразы:
«понимаю вашу заинтересованность»,
«уважаю ваше мнение…»,
«уверен(-а), что с вашим опытом вы решите эту про6лему».
В случае недопонимания задавайте уточняющие вопросы и ищите точки соприкосновения. Напомните, что вы на одной стороне баррикад и настроены на конструктивный выход из ситуации и поиск совместных решений:
«Понимаю, что это тяжело признать, но проблема существует. Давайте попробуем решать ее вместе»;
«Мы так же, как и вы, заинтересованы в безопасной обстановке в классе»;
«Мы готовы взять на себя …, а вы (школа) …»
Можно предложить учителю организовать совместную встречу с директором и другими родителями, а также привлечь специалиста-психолога.