Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим, — это явление с долгой историей. Но сегодня его масштабы становятся все заметнее: согласно данным ВОЗ, 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% — многократно.
В начальной школе насилие начинается с рэкета — когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования, очень точно показаны Роланом Быковым в фильме по книге Владимира Железникова «Чучело» (1983) — они узнаваемы и сегодня.
Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Действия менее радикальные — обзывания, непристойные шутки, сплетни — называют моббингом. Основные их признаки:
- Неравенство сил агрессора и жертвы.
- Повторяемость насилия.
- Острая эмоциональная реакция жертвы.
Psychologies: Кто чаще всего начинает травлю?
Светлана Кривцова: Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию.
Оскорбления одноклассников, клевета, вымогательство — чаще это происходит в школах с «душной» атмосферой, где человеческое достоинство не воспринимается как ценность, где большинство детей апатичны и разочарованы, где их потребность в признании и понимании не удовлетворена. И напротив: в том коллективе, где уважительное отношение к себе и другим считают нормой, а оскорбление чести любого человека — нарушением более тяжелым, чем прогул или вандализм, каждый случай вражды или травли становится событием исключительным.
Кто чаще всего становится жертвой травли?
Ею может стать любой школьник, даже сильный, способный противостоять давлению группы одноклассников. Но некоторые дети невольно провоцируют сверстников и чаще других становятся жертвами травли. Среди них — те, кто необычно одет или «странно» ведет себя; кто неряшлив, неопрятен. Или мальчики и девочки, которые не могут дать отпор, или очень чувствительные дети — их нетрудно вывести из себя, заставить рыдать.
Школьники, которые легче ладят со взрослыми, чем с одноклассниками, по любому поводу жалуются учителю и ходят за ним «хвостиком», тоже вызовут скорее раздражение, чем симпатию класса. Часто жертвой буллинга становится новый ученик, отличающийся от одноклассников, — например, более открытый, инициативный, честный. И дети отвергают «чужака». Наконец, бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.
А кто становится буллером?
Эти дети растут без запретов, не знают, что такое авторитет родителей. И в то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает у них сильную агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей, он ищет себе подходящую мишень.
В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такому ребенку легче контролировать свое поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров — это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, самоценности, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей, доказывать собственное превосходство.
Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?
Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее заметны уже лет в 5 — например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. Но, к сожалению, сегодня в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости.
Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% буллеров сами жертвы — в своей семье или в другом коллективе.
Подсказки учителю
Не ищите виноватого — наоборот, помогите детям проявить заботу о том, кто оказался жертвой. Вот ситуация: две девочки объявили третьей бойкот. Учитель, получив согласие жертвы и ее родителей, организует встречу: приглашает инициаторов бойкота и еще четырех ребят, занимающих нейтральную позицию (двое из них — сильные мальчики). Объяснив детям, что чувствует девочка, он просит детей придумать два-три возможных решения, как уменьшить ее страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через 5–6 таких встреч ситуация, как правило, себя полностью исчерпывает.