«Будь мужиком»: как менялся образ идеального мужчины за последние сто лет | Источник: Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»
Фото

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Знакомый нам образ идеального мужчины возникает в представлении жителей Европы в начале XVIII века. Историк Джордж Моссе выделяет следующие признаки мужчины-мечты: атлетическое телосложение, идеальное здоровье, храбрость, сдержанность, верность, стальная воля. Эти черты, нечто среднее между идеалами Античности, эпохи рыцарства и средневековой аристократии. Сложившийся образ медленно, но эволюционировал, чтобы к началу XX века подойти к кризису представлений о мужчине…

Начало 1900-х и годы революции: новый герой

Древнерусское общество представляло собой патриархальную систему, в которой женщины занимали подчиненное положение и подвергались угнетению и притеснению. При этом в традиционной русской семье существовало особое почтение к женщине-матери, женщине-кормилице. Женщина-мать брала на себя заботы о доме и детях, тогда как отец выполнял, скорее, символические функции. Мужчина должен был работать и содержать семью.

Психолог и социолог Игорь Кон отмечает, что понятие мужественности «является не столько описательным (дескриптивным), подразумевая совокупность черт, отличающих мужчин от женщин, сколько предписательно-нормативным, подразумевая систему представлений о том, каким должен быть „настоящий мужчина“. Эти канонические предписания во многом определяют и наше восприятие фактов: мы воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и группируем явления в соответствии с их культурным значением».

Согласно словарю Даля, первое издание которого вышло в период с 1863 по 1866 годы, мужество — это стойкость в беде, борьбе, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях: терпение и постоянство.

Катриона Келли, профессор русистики Оксфордского университета, в статье «Тренировка воли» исследует тему формирования мужественности в России начала XX века. Предпосылкой процессу «закала» она считает многочисленные пособия по воспитанию мальчиков, которые стали популярны в конце XIX — начале XX века. В культуре образ мужественности закреплялся описаниями дуэлей (Лермонтов, Куприн, Чехов), полемикой вокруг темы лишнего человека (русские символисты), кодексом верности царю и Отечеству (русский романтизм).

Советская власть подорвала старый гендерный порядок

До и во время революции 1917 года большевистские власти желали создать не только новый мир, но и нового советского человека. При этом исследователи отмечают, что характерные особенности советского идеала мужчины — такие как героическая борьба, готовность к жертве, товарищество и патриотизм — происходят из рыцарского кодекса западной цивилизации и языческой военной парадигмы. Так, призывы к храбрости начала XX века не многим отличались от тех, что можно обнаружить в «Слове о полку Игореве», эпическом произведении XII столетия.

Вместе с тем одним из лозунгов Октябрьской революции было освобождение женщин и установление полного равенства полов. Под равенством понималось следующее: и женщины, и мужчины должны встать на защиту отечества и строить новый мир. Героический плакат, самое популярное средство агитации, возвеличивал нового героя — рабочего, крестьянина, солдата. На нем крупными буквами помещались патриотические лозунги, вроде «Товарищи, все на Урал!», «На коня, пролетарий!», «Врангель еще жив, добей его без пощады!», а также изображение мужчины в военной форме с оружием в руках. Какую бы позицию ни занимал мужчина (красных или белых) — он обязательно должен был выражать свою позицию и бороться с врагом.

Источник: Википедия
Фото

Википедия

Источник: Википедия
Фото

Википедия

1920-1940-е годы: стальные мышцы

В годы, последовавшие за окончанием Гражданской и Первой мировой войн, возрастает связь между трудом и маскулинностью. Укореняется так называемый культ машины, который господствовал в рамках первой волны советской индустриализации. По мнению политического деятеля Николая Бухарина, «цель этого нового отношения между рабочим и машиной заключалась в превращении рабочих в квалифицированные, особо дисциплинированные живые машины труда». Новую советскую рабочую силу следовало преобразовать, по словам писателя Евгения Замятина, в «стального шестиколесного героя великой поэмы».

Мужественность теперь в первую очередь определяется телесностью, гипермаскулинным телосложением, цель которого отнюдь не эстетическая, а, скорее, производительская. Мужское тело, подобно машине, требовалось поддерживать в хорошем рабочем состоянии путем физической нагрузки, отказа от вредных привычек, закалки и общего бодрого духа.

В середине 1930‐х годов важной частью образа настоящего мужчины становится достойное выполнение роли отца. До этого индустриализация способствовала разрушению семейных связей, учитывая марксистскую враждебность к семейной ячейке. Идеальный мужчина на плакате 1920-1930-х годов теперь держит в руках не пулемет, а рабочий молот. Вместо военных подвигов, его призывают «вернуть угольный долг стране», «внедрить и укрепить хозрасчет». Советская живопись этого периода также посвящена гигантам советской индустрии и людям социалистических строек.

В поиске сюжетов художники ездят в командировки в районы большого строительства, на заводы и фабрики, появляется новый жанр — индустриальный пейзаж

Мужчина на картинах Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дайнеки, Александра Самохвалова сильной, маскулинной, работающей на заводе. В фигурах угадываются прообразы древнеримских статуй, росписей Микеланджело и художников Ренессанса. Советские идеализированные спортсмены и рабочие всегда в движении. Мышцы напряжены, а на лицах улыбки.

Репрезентация образа мужчины в кино восходит к той же идеологической модели. В 1933 году выходит фильм «Тихий дон», снятый по одноименному роману Михаила Шолохова. История Григория Мелехова, который заводит роман с замужней соседкой Аксиньей, подневольно женится на другой, бежит с родного хутора, воюет, ищет истину, мечется между красными и белыми, женой и возлюбленной, теряет всех своих близких. Фильм, как и роман, принимают восторженно. Герой-мужчина с нелегкой судьбой, но сильной волей, также показан в фильмах «Настоящая жизнь», «Хлеб», «Будьте такими». Это воспитательно-назидательные картины, в которых мужчина всегда находит правильное решение в любой, самой сложной ситуации.

Источник: Кадр из фильма «Тихий Дон»
Фото

Кадр из фильма «Тихий Дон»

Вторая мировая война: все на фронт

Страна направляет все ресурсы на обеспечение победы советского народа в войне. Мужчины уходят на фронт. Главным свойством настоящего мужчины становится постоянная готовность отдать жизнь за Родину. Этот «смертельный ореол» был очень стойким свойством советской маскулинности. Игорь Кон считает, что «ассоциация маскулинности с героизмом, риском и готовностью к смерти — часть общего канона маскулинности». В этот период мужчины всех стран-участниц войны должны были смело защищать свою землю и сограждан.

1945–1965 годы: товарищ и боец

В книге историка Клэр И. Макколлум «Судьба Нового человека. Репрезентация и реконструкция маскулинности в советской визуальной культуре, 1945–1965» послевоенный период показан временем, когда массовая культура обращается к событиям войны и ее последствиям для формирования концептуального представления о маскулинности. Это образы фронтового товарищества, израненного войной тела и проблематика, связанная с переживанием смерти и скорби. Однако, по словам автора, «попытки показать подлинные ужасы войны появятся только в середине 1960‐х годов, и только тогда образу солдатской жизни, устоявшемуся после 1945 года, будет брошен вызов со стороны живописи, демонстрировавшей кровь, смерть и насилие — неотъемлемые части военного опыта».

Военный герой до 1960-х изображается подчеркнуто миролюбивым

В картинах художников мужчина непременно находится в толпе, и этот символ братства представляет собой визуальное воплощение знаменитого сталинского утверждения, что победа была одержана благодаря шестеренкам великой машины советского государства.

В период «оттепели» на смену герою-воину приходит новый типаж — героический рабочий, почти полная копия маскулинной модели 1930‐х годов. Сибирские просторы становятся новым фоном, на котором должен вырасти герой-мужчина. Это пространство указывало на технологический прогресс, вовлеченность советской молодежи в социалистический проект; одновременно оно подходило для изображения подлинной трудовой мощи советского народа.

Мужчина — камень. Но теперь он работает не только физически, но и интеллектуально. Твердому характеру нужен активный ум. Художники изображают мужчин, покоряющих целину (картины Ростислава Галицкого «Любовь — не картошка» и работы Игоря Кабанова «Жизнь молодая»). На картинах также появляются строители и инженеры. Ролевая модель номер один — гео­лог.

Источник: Ростислав Галицкий «Любовь — не картошка»
Фото

Ростислав Галицкий «Любовь — не картошка»

В обществе, основанном на культе молодости, физическая красота юноши отождествлялась с моральным превосходством, а героический идеал воплощали те, кто делал наиболее значимый вклад в коллектив и дело страны в целом. Мужчина — не только ценная единица, но еще и надежный товарищ и достойный гражданин.

Популярные фильмы 1950-1960-х годов: «Весна на Заречной улице», «Летят журавли» и «Верные друзья» репрезентуют мужчину смелым инициативным, надежным. Он хороший друг и заботливый отец. Он прошел войну и сохранил свои ценности.

Вопросы, связанные с визуальной репрезентацией цены, заплаченной за победу в войне, решаются установкой памятников и открытием мемориалов по всей стране. Мужчина на этих памятниках — все тот же храбрый солдат. При этом главным мужчиной страны в этот период остается Юрий Гагарин.

Юрий Гагарин | Источник: Википедия

Юрий Гагарин

Фото

Википедия

Источник: Кадр из фильма «Летят журавли»
Фото

Кадр из фильма «Летят журавли»

1970–1980 годы: трус не играет в хоккей

В ответах на вопрос анкеты популярного еженедельника «Неделя» (1976 год), какие качества наиболее желательны для мужчин, первым оказался ум. За «умом» следует «мужественность». А что же она представляла из себя в этот период?

Выходят на экраны фильмы «Три мушкетера», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы», «Белое солнце пустыни». Мужчина теперь может быть кем угодно: врачом, учителем, а может быть писателем или музыкантом. Молодые люди мечтают стать торговыми представителями, выбраться из-за железного занавеса, посмотреть мир и купить автомобиль.

В 1972 году состоялась суперсерия СССР-Канада, и главным видом спорта в стране становится хоккей. Каждый мальчик мечтает вырасти и стать хоккеистом. Популярным также становится карате. Мужчины пробуют новое и чувствуют себя более свободно.

Главный мужчина страны — Владимир Высоцкий.

Владимир Высоцкий | Источник: Getty Images

Владимир Высоцкий

Фото

Getty Images

1990 годы: твоя вишневая девятка

Игорь Кон пишет о «чрезвычайно высокой, по европейским стандартам, гомосоциальности. Российские мужчины, особенно профессионалы, гораздо интенсивнее общаются между собой, чем с женщинами, которые являются для них скорее объектами восхищения и источником эмоциональной поддержки, импульсом к жизни, чем реальными партнерами».

Мужчины хотят делать бизнес. Реклама, кино, печатные медиа и даже литература девяностых показывает мужчину на новом мерседесе с мобильником в одной руке и пачкой долларов в другой.

В январе 1990 года на Пушкинской площади открылся первый «Макдоналдс». Главное требование к его новым сотрудникам — «отсутствие опыта работы в советской торговле». Союза больше нет — начинается новая Россия, дети больше не хотят жить, как их родители.

Главная профессия — коммерсант. Газета с одноименным названием становится ключевым изданием в стране. На первых полосах — реклама и материалы о громких убийствах. Виктор Пелевин пишет роман «Generation П», главный герой которого придумывает слоганы для рекламы, финансовые пирамиды создаются и рушатся, мужчины в кино ездят на рыбалку искать смысл жизни или… ловят бандитов.

Мужчина мечты — олигарх.

В девяностые маскулинность приравнивается к физической силе и способности вести за собой толпу. Парни на вишневых девятках становятся крашами всех девушек страны. При этом исследователи отмечают кризис понятия «мужественность»: мужчины теряют рабочие места и вложения, все чаще выбирают алкоголь и наркотики как способ эскапизма. Растет число матерей-одиночек. Мужчина-отец больше не является символом мужественности.

2000 годы — наши дни: новые горизонты

Мартин Робинсон, автор книги «Быть мужчиной. Современная мужественность без насилия, доминирования и страха», пишет о том, что 2000-е — время «распутывать клубок маскулинности» и расширять границы того, чего ожидает от мужчин общество. В начале двухтысячных, в эру глянцевых журналов и ночных клубов, мужское тело особенно широко эксплуатируется в рекламе: косметики, парфюмерии, кофе, сигарет, спортивных товаров и нижнего белья. Красавчик из рекламы белья Calvin Klein улыбается с каждой второй обложки. Меняется и мужская мода: теперь мужчина должен быть не только сильным, но и стильным.

Про интересную закономерность пишет Игорь Кон: «Чтобы угодить своим читателям, журналы, рассчитанные на мужскую аудиторию, склонны изображать идеальное мужское тело с более рельефными мускулами, чем в женских журналах. Систематически сравнив глянцевые журналы Cosmopolitan, Men's Health, Men's Fitness и Muscle & Fitness, психологи нашли, что идеальное мужское тело, продаваемое мужчинам, имеет более мощную мускулатуру, чем идеальное мужское тело, продаваемое женщинам».

Павел Дуров | Источник: Соцсети

Павел Дуров

Фото

Соцсети

Герой второго десятилетия двухтысячных — программист. Главное лицо современного мужчины мечты — создатель соцсети VK Павел Дуров. Первый русский долларовый миллиардер, который носит худи и не ездит на лимузине. Традиционные мужские ценности, вроде сильного тела и смелости, уходят на второй план, уступая место креативности. Теперь от мужчины ждут не крепости тела, а оригинальности ума. Мужчина должен обладать стабильной самооценкой, а для этого — посещать психолога и заниматься саморазвитием. На фоне этого снова повышается роль «хорошего отца»: от мужчины ждут и выполнения этой функции тоже. Маскулинность транслируется через социальные сети.

Говорить о том, в какую сторону свернет эта повестка дальше, станет возможно спустя время — пока же остается наблюдать за процессом снятия с мужчин бесконечного количества долженствований и за ростом мужской индивидуальности.