Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще
Фото

Shutterstock/Fotodom.ru

В чем суть

Речь не только про красивые игрушки и игровые пособия — играть можно с чем угодно. Главное, чтобы игра включала в себя спонтанную инициативу ребенка и была ему интересна. Она не должна представлять собой просто его реакцию на подсказки и предложения других людей.

В игре ребенок должен сам делать выбор и делиться своими идеями с другими участниками

Как только из деятельности исчезает спонтанность, она перестает быть интересной и мотивирующей — по сути, игровой компонент исчезает. Поэтому взрослый может легко превратить игру в занятие, подавив инициативу ребенка — предлагая различные инструкции, навязывая темы и задавая бесконечные вопросы.

Куда более правильной будет стратегия, при которой взрослый реагирует на проявленную ребенком инициативу и обеспечивает ему поддержку, чтобы помочь играть продуктивно и сохранять вовлеченность.

Какая есть польза

Игра — универсальный способ, при помощи которого дети с рождения познают окружающий мир. Кроме того, именно эта деятельность создает нужный контекст для освоения коммуникативных и языковых навыков.

1. Развитие конитивных и социальных навыков

Исследования подтверждают: игры с родителями и сверстниками оказывают непосредственное влияние на структуру и функционирование мозга. Этот процесс формирует нейронные связи, отвечающие за важные когнитивные и социальные навыки, способствует формированию безопасных, стабильных и заботливых отношений ребенка со взрослыми, помогает освоить важные социальные правила и роли и учит общаться со сверстниками.

Доказано, что дети, которые возятся с игрушками, воспринимают мир вокруг себя как исследователи: учатся наблюдать, действовать и внимательно слушать окружающих

Только в мотивирующей активности, которая отвечает интересам ребенка, развиваются творческие возможности. Дети учатся новому именно через наблюдение и активное участие, а не через пассивное запоминание или в результате следования жестким инструкциям. Поэтому во всех успешных образовательных программах для дошкольников всегда используют игровой подход в обучении.

2. Борьба со стрессом

Также игра помогает детям справиться со стрессом. В одном из исследований детям в возрасте 3-4 лет, которые тревожились при поступлении в дошкольное учреждение, предложили 15 минут поиграть с игрушками или со сверстниками. У них наблюдалось двукратное снижение тревожности по сравнению с теми детьми, которые слушали, как учитель читает сказку.

3. Умение договариваться

Дети обсуждают и придумывают правила, что требует переговоров и сотрудничества. Играя со сверстниками, они учатся использовать все более сложный язык, оттачивают коммуникативные навыки.

4. Физическое развитие

Игры, связанные с двигательной активностью, полезны для физического развития.

Что будет, если не играть

Дети с небольшим опытом позитивных и веселых игр к моменту поступления в школу могут испытывать сложности во взаимодействии со сверстниками. Возрастают риски изоляции, травли — а в некоторых случаях они сами могут становиться обидчиками. Эта тенденция прослеживается и в более старшем возрасте.

Например, есть исследование, которое подтверждает связь между отсутствием игры в раннем детстве и склонностью к насильственной, антисоциальной и преступной деятельности

В нем участвовали около шести тысяч молодых мужчин, которые находились в заключении за совершенное убийство. По их собственным описаниям или по воспоминаниям членов семьи, они не играли на детской площадке не могли вспомнить имена друзей во дворе. В итоге издевательства и неадекватно проявляемая агрессия стали их «игровыми» моделями.

Как играют дети с аутизмом

В 90-х годах прошлого века исследователи обнаружили, что дети с аутизмом играют иначе по сравнению со сверстниками без этого диагноза. Вместо того чтобы катать машинки, они начинали выставлять их в ряд по размерам и цветам. А вот когда нужно было изобразить кого-либо в процессе ролевой игры или представить, что кукла живая, им было сложно.

То есть такие качества, без которых сложно представить игру, как воображение, гибкость и спонтанность, зачастую представляли значительные трудности для многих детей с аутизмом

Кроме того, детям с аутизмом было сложно участвовать в социальной игре. Неудивительно: исследования показывают прямую корреляцию между сложностью игры и развитием языка, речи и навыков коммуникации.

Программа JASPER

Это подсказало профессору Конни Казари, одной из основательниц Центра исследований и программ помощи при аутизме Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, как нужно развивать программу раннего вмешательства для детей с аутизмом. Она получила название JASPER: это аббревиатура из терминов «совместное внимание», «символическая игра», «вовлеченность» и «регуляция».

Цель вмешательства заключается в том, чтобы улучшить взаимодействие аутичного ребенка с другими людьми и объектами через развитие навыков игры

Обучение в программе JASPER происходит во время игры. В начале специалист оценивает уровень игровых и коммуникативных навыков ребенка, его внимания и вовлеченности, определяет цели вмешательства, соответствующие уровню развития ребенка, и выбирает мотивирующие игрушки.

Процесс

Представьте: вы заглянули в комнату, где проходит сессия вмешательства JASPER. Что вы там увидите? Окружение организовано так, чтобы обеспечить мотивацию ребенка и, тем самым, создать условия для плавного перехода к обучающей сессии.

Игрушки соответствуют уровню развития ребенка, они расставлены определенным образом и «ожидают» ребенка, для того, чтобы он проявил интерес и начал играть

Затем взрослый и ребенок начинают взаимодействовать. Взрослый реагирует: например, если ребенок решил поместить внутрь дома несколько фигурок людей, он подкрепляет эту идею и поступает так же, то есть имитирует действия ребенка и включается в коммуникацию. Если ребенок теряет вовлеченность, взрослый помогает ему вернуться в ту точку, с которой они начали.

Результат

Программа JASPER существует уже 20 лет, в России уже четыре года ее реализует фонд «Обнаженные сердца». За эти годы ее прошли сотни детей с аутизмом.

Так, в 2 года и 7 месяцев Аделии поставили диагноз аутизм. В сюжетные игры вместе с другими детьми девочка не играла, предпочитала быть одна и не расставалась с любимыми игрушками. Малышка предпочитала держать их при себе — не позволяла другим людям даже прикасаться к ним.

В детском саду Аделия совсем не разговаривала, поэтому воспитатели были очень удивлены, когда услышали от нее первые слова. При этом дома к тому моменту она уже строила короткие фразы. Понимание речи, обращенной к ней, было развито только на бытовом уровне — поесть, сходить в туалет, погулять.

Родители жаловались и на нежелательное поведение, девочка дралась, разбрасывала вещи и игрушки, а еще — сильно расстраивалась, если что-то шло не так, как обычно

Благодаря программе JASPER Аделия добилась серьезных успехов. Например, раньше на вопрос «Будешь яблоко?» она отвечала «Будешь» и ждала яблоко. Сейчас Аделия понимает, что может выбрать что-то другое, и отвечает: «Нет, мороженое будешь». Она все еще часто говорит от второго лица, но уровень понимания и экспрессивной речи заметно вырос.

В детском саду также отметили улучшение речевых навыков. Раньше она совсем не разговаривала с воспитателями и другими детьми, а теперь постоянно что-то комментирует и рассказывает. Кроме того, Аделия начала проявлять интерес к разным ролевым играм, начала понимать смысл совместного времяпровождения и коммуникации.

Делаем вывод: игра — это еще и инструмент помощи, благодаря которому дети с аутизмом учатся общаться с детьми и взрослыми. Если вас заинтересовала программа JASPER, роль игры и взаимодействие с ребенком через игру, представляем вашему вниманию новую книгу — русскоязычную версию руководства по программе JASPER. Автор пособия — профессор Конни Казари.

Татьяна Морозова

Клинический психолог

Сайт
Святослав Довбня

Детский невролог