Страдающему от депрессии человеку нередко говорят: «Возьми себя в руки, в конце концов!». Брошенной жене — «Не переживай, найдешь себе получше!». Жертве травли в Интернете — «Сам виноват! Делай выводы!» Таким образом люди порой пытаются выразить сочувствие тем, кому плохо, поддержать их, помочь — не замечая неуместности и бестактности своих высказываний, констатирует социальный психолог Джулиана Брейнс1. Бестактность их в том, объясняет Брейнс, что они преуменьшают или вовсе обесценивают переживания другого человека и сложность его проблемы. Об этом недавно написала Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg), член совета директоров Faсebook в своем посте в этой соцсети. В этом году она потеряла мужа, и ее пост был посвящен окончанию шлошима — 30-дневного траура, принятого в иудейской традиции. Шерил говорит, как болезненны для человека, переживающего утрату, слова типа «Все будет хорошо»: «Когда человек проявляет настоящую эмпатию, он не твердит, что все будет хорошо, — он признает, что сейчас все совсем не хорошо».
Другой вариант бестактного высказывания, отмечает Джулиана Брейнс, — это попытка возложить на человека ответственность за то, что на самом деле находится вне его контроля. В этом смысле бестактно говорить человеку с депрессией, что пребывать в таком подавленном состоянии это его выбор, что он должен просто «взять себя в руки». Звучит это так, как будто он сам виноват в своей болезни.
Шесть причин бестактности
1. Они не знают, что это такое. Если в жизни человека не было особых трудностей или же он сам никогда не сталкивался с той конкретной проблемой, которая заставляет страдать его собеседника, ему трудно поставить себя на его место. Как признается Шерил Сандберг, до того, как она потеряла мужа, она никогда не знала, что сказать людям, оказавшимся в беде. Сочувствие к людям, переживающим физическую боль, гораздо выше у тех, кто сам ее испытал. Как правило, люди, которые сталкивались с серьезными проблемами в личной жизни, больше сочувствуют тем, кто оказался в похожей ситуации, чем те, кто через это не прошли.
2. Им пришлось пережить подобное, но этот опыт остался в прошлом. Казалось бы, это очевидно: если человек сам когда-то прошел через определенные испытания, он скорей будет сопереживать тому, кто столкнулся чем-то подобным. На самом деле, иногда все наоборот. Люди, успешно справившиеся с травмирующей ситуацией (такой, например, как травля), затем гораздо жестче относились к жертвам аналогичной коллизии, чем те, кто сам такого не испытал. По всей видимости, ретроспективно их собственная победа казалась им не такой уж и сложной.
3. Им не хочется представлять себя в такой ситуации. Допустим, человек ничего похожего не пережил. Но может же он просто вообразить, каково это — оказаться в такой сложной ситуации? К сожалению, это легче сказать, чем сделать. Эмпатия причиняет боль, вот почему кто-то из нас старается «не вникать». Испытывая стресс при виде чужих переживаний, человек порой становится менее отзывчивым; первой его заботой становится уменьшение собственного стресса, а не поддержка того, кому плохо. Его обидные слова не что иное, как попытка преуменьшить серьезность проблемы.
4. Им хочется, чтобы проблема побыстрей исчезла. Вроде бы в советах и рекомендациях нет ничего дурного. Но дело в том, что у некоторых проблем нет простых решений — а в каких-то случаях решений нет вообще. Тому, кому плохо, скорей всего нужны забота и понимание, а не указания, что делать. Но советчики часто нацелены именно на решение чужой проблемы — это помогает им чувствовать себя полезными и таким образом избавиться от тягостных ощущений, связанных с чужими сложностями.
5. Им не хочется чувствовать свою уязвимость. Нас очень огорчает, когда, грубо говоря, с хорошими людьми случается что-то плохое. Сама мысль об этом настолько травмирует, что мы стараемся убедить себя, что жертва каким-то образом ответственна за приключившиеся с ней неприятности. Но это палка о двух концах. С одной стороны, человек чувствует себя менее уязвимым, с другой — становится менее отзывчивым.
6. Они просто говорят то, что принято говорить. Бывает, что люди действительно хотят выразить сочувствие и поддержку, но им не хватает слов. Не зная, что сказать, они хватаются за какой-нибудь штамп типа «Не бери в голову» или «Все наладится» — и достигают обратного эффекта: все эти банальности никак не позволяют человеку ощутить тепло и поддержку.
Когда мы страдаем, добросердечные люди могут отпускать обидные замечания в наш адрес. Но если понять, почему они это делают, нам, возможно, будет не так больно. Обычно такие слова говорят больше о самих этих людях, чем о нас.
Тех, кто в самом деле хотят помочь, иногда нужно легонько подтолкнуть в правильном направлении, ответив им, например: «Я бы тоже очень хотел верить, что все будет о'кей, но в данный момент ситуация у меня слишком неопределенная». Или: «Я очень ценю твой совет, но прямо сейчас мне важней, чтоб ты просто меня обнял». Не стесняйтесь разъяснять людям то, что они не понимают, например, что депрессия — это не слабоволие, а заболевание, или что не существует общих для всех сроков переживания скорби.
А что мы сами как добросердечные люди можем сделать, чтобы быть более чуткими в таких ситуациях, вместо того чтобы занудно повторять все эти известные «ты не должен…», «не надо…»? Прежде всего отдавать себе отчет, что наши соображения относительно того, что человек испытывает, почему испытывает и что ему необходимо, вовсе не обязательно правильны. Если у вас есть сомнения, не бойтесь задавать вопросы и честно признавайтесь, что чего-то не знаете или не понимаете. А если вам случилось сказать бестактность и вам дали это понять, не отмахивайтесь, задумайтесь, что человек хочет вам сказать, вместо того чтобы встать в защитную позицию. Ваш ляп еще не говорит о том, что вы плохой человек. Мы все в этом смысле не без греха.
1 Джулиана Брейнс (Juliana Breines) защитила диссертацию в Калифорнийском университете в Беркли (США), работает в Университете Брандейса (США), соавтор блога «Psych Your Mind: Applying Psychology to Everyday Life».