«Я ненавижу себя за свою трусость!», «Мне нужно срочно избавиться от своей зависти, это просто ужасно, что она у меня есть. Я пытаюсь ее подавить, но получается плохо». «Я ничтожное, мерзкое существо, вызывающее только жалость». «Я никому не нравлюсь, со мной неинтересно», «Не могу простить себе той подлости, которую я сделал. И не должен прощать», «Я полный неудачник. Мне стыдно перед родителями…»
Избавиться от чего-то в себе, задавить, сдержать, контролировать… И все это во имя преодоления несовершенства в себе, во имя некоего идеала, который прочно сидит в подсознании и только он имеет право на то, чтобы быть. Одна из базовых характеристик нашего мира – отсутствие идеальности и законченности форм – вызывает яростный протест у человека, который, благодаря наличию у себя сознания, пришел к абсурдной в повседневной жизни идее совершенства. Идеальное – оно по сути своей не имеющее отношения к нашему миру. Платоновский «эйдос» (идея) – вечная сущность вещи, прообраз, бледные подобия которого существуют в нашем бренном мире. Идеал, происходящий от «эйдос», в общеупотребительном смысле определяется как «а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей». В общем, совершенное, идеальное – это законченное и застывшее, потому что дальше некуда развиваться. А поскольку в нашей Вселенной нет ничего законченного и застывшего, то стремление к совершенству – борьба за то, чего невозможно достичь.
И здесь люди, отрицающие несовершенство – собственное, чужое или несовершенство мира, – попадают в ловушку: пытаясь достичь недостигаемого, они угождают в силки вины, стыда и иногда даже отчаяния. Стыд из-за того, что ты такой нелепый, неправильный, ничтожный. Он начинается чаще всего с родительского послания: «Будь другим, таким ты быть не должен». Вина ощущается за то, что не справился, не оправдал ожиданий (а должен был!). Отчаяние же обнаруживается тогда, когда в результате предельных усилий вдруг понимаешь, что все это – сизифов труд. Люди перечисляют свои недостатки, реальные и мнимые, и нередко бесконечно сами себя бичуют при помощи хорошо взбитой смеси из стыда и вины. «Ты не должен быть таким, а раз ты такой, то ты приложил недостаточно усилий, чтобы стать другим!» Иногда доходит до того, что без чувства вины человек не представляет себе жизни. Как мне однажды сказал одна женщина: «Если я совершаю ошибки, то как же без чувства вины и злости на себя их исправлять-то?» В ее картине мира не было другого, бережного к себе отношения, способности прощать за ошибки. Она полностью отождествляла вину и ответственность, и любая попытка их развести сталкивалась с сопротивлением.
Формально развести вину и ответственность просто:
- Вина: я нанес ущерб, это плохо и ужасно, и я должен его возместить или понести заслуженное наказание.
- Ответственность: я сделал то-то и то-то, и это привело к наблюдаемым сейчас последствиям. Мне грустно/радостно от этого. Я придумаю, что с этим можно сделать.
Однако когда я в разговоре с небольшой группой привел эти две фразы, тут же прозвучало возражение: «Во втором случае это какой-то пофигизм и бессовестность!» Иными словами, если что не так – мочи себя, и только тогда можно почувствовать себя настоящим, совестливым человеком. Ответственность – это не про нас, то, что вы называете ею – это просто бессовестность. Как будто нравственный человек отличается от безнравственного тем, что лупит себя что есть мочи за ошибки, неудачи и недостатки.
В сознании нередко с трудом умещается, что не обязательно казнить самого себя за собственные ошибки и несовершенство. Что огорчение от неудачи или ошибки, ущерб от собственной не самой лучшей черты характера – достаточное «наказание», и не нужно к ним добавлять еще дополнительные санкции. Мы – несовершенные люди, и хорошо, что это так. «Идеальные» скучны до зевоты и неискренни до фальши; от «идеальных» партнеров уходят в первую очередь. Мы цепляемся друг за друга не отполированными и гладкими гранями души, а заусенцами и занозами.
Идея бережного отношения к себе часто не находит отклика, и это аргументируется тем, что «в таком случае вообще не будет никаких стимулов к развитию, я просто разлягусь на диване, и все». Кстати, такое действительно возможно, потому что способность делать что-то только благодаря постоянному насилию над собой свойственна людям, которые не знают, чего хотят, не понимают собственных потребностей и выполняют чужие программы, превратившись в надзирателей над собой же, освободив от данной обязанности сочинителей этих программ.
Есть три пути обходиться с собственным несовершенством (которое будет с нами всегда!), когда мы периодически сталкиваемся с ним лоб в лоб.
1.Агрессивная борьба с собой во имя устранения недостатков.
Подавлять, сдерживать, не обращать внимания, перевоспитывать/переучивать… Можно бороться еще и с чужими недостатками. Эта борьба «успешнее», если не замечаешь в себе того, с чем борешься.
2.Агрессивное отрицание собственного несовершенства
Среди форм этого явления – демонстративное «принятие», – да, я такой, и меняться не собираюсь. Терпите и приспосабливайтесь. Еще одна форма – «газлайтинг». Те, кто научился делать вид, что идеальны, прекрасно умеют винить во всем окружающих, заставляя их чувствовать, что это с ними «что-то не так». Ты излишне эмоциональна… Ты слишком сильно на все реагируешь, а я тебе желаю добра (в ответ на женские слезы из-за его же «тебе нужно заняться собой – толстовата стала, у меня пропадает к тебе интерес», и женщина, привыкшая к ощущению своей ущербности, может засомневаться – а может быть, это вправду я какая-то неадекватная со своими истериками?). Близким вариантом выступает агрессивное настаивание на собственном убожестве – «Да, я такая свинья, и другим не буду!» В общем, это два полюса одного явления.
3.Признание своего несовершенства, ошибок, нелепости – и стремление стать немного лучше.
Признание, что завидуешь. Что чего-то не понимаешь. Что некомпетентен в том или другом вопросе. Это позволяет познакомиться с самим собой поближе, а не торопливо разрушать до основания. Собственно говоря, одна из задач психотерапии – это знакомство человека с собственной личностью, обретение ее целостности, вместе с отвергаемыми частями души. Это вовсе не отменяет возможности для развития, только мотивация будет другой. Не «я мерзкий трусливый урод, меня все боятся, и поэтому мне срочно нужно измениться», а «я хочу наладить отношения с людьми, у меня плохо получается, и мне от этого грустно. Мне нужно еще многому научиться». Сделать что-то немного лучше, а не идеально.
В общем, не подавлять и воевать, а знакомиться. И побережнее к себе.