Батюшка заявил, что у женщин нет стыдливости, а Западу скоро — «гаплык». Почему он так думает?
Фото

YouTube-канал «Протоиерей Андрей Ткачев»

«Как будто они клоуны в цирке»

На речь священника обратила внимание Ксения Собчак, о чем рассказала в блоге, выложив видео с его монологом. Андрей Ткачев критикует пожилых женщин, которые носят мини-юбки и имеют татуировки. «Как же мы погоду узнаем, а по себе не судим? Старуха вышла 70-летняя в наколках с папиросой, — тревожится священнослужитель. — Вот тебе на! Ты же бабушка, должна „Отче наш“ научить внучку или внучика. Научи внучку книжки читать, русские сказки. Нет, она в мини-юбке, с надутыми губами, с папиросой, с наколками — ей 70 лет, у нее совести нету. Посуди по себе».

Также Ткачев предрек конец «глобальному» Западу в лице Европы и США — им, по мнению батюшки, в скором времени придет «гаплык». «Бежать надо оттуда на покаяние, туда, где еще выжить можно в ближайшее время», — говорит он. Причина тому в том, что весь мир беснуется, а люди стали превращаться в «бессовестных собак и свиней».

«Такая реакция на тату у пожилых женщин — про контроль над женским телом»

Алина Гулько

Психолог, «Психодемия»

Я бы рассмотрела сначала сам монолог, потому что он задает контекст и в этом случае мы смотрим на сексизм. В своей речи Андрей Ткачев говорит прежде всего про пожилых женщин, потому что сексистские и эйджистские установки связаны: именно от женщин ожидается, что они будут скромно одеваться, «элегантно стареть», сидеть с внуками и учить их «Отче наш». Татуировки и шорты в эту картину явно не вписываются.

Мужчинам же в пожилом возрасте обществом «прощается» гораздо большее: алкоголизм, и насилие, татуировки. Такая реакция на тату у пожилых женщин — контроль над женским телом. Обычно про него говорят на примере требования родить ребенка — вот это обновленный список требований для той же, только повзрослевшей женщины.

Стыд (и страх) — основа социального контроля: теряя стыд, человек освобождается из-под контроля, то есть из-под власти иерархических обществ, в том числе церкви.

Стыд — эмоция чисто социальная и, в отличие от вины, довольно разрушительная

Вина звучит так: «Я причинил вред этому человеку, готов извиниться и помочь». Стыд же звучит иначе: «Похоже, я какой-то неправильный, мне надо себя изменить, иначе меня накажут». Во втором состоянии просто невозможно быть устойчивым автономным человеком.

Говоря в принципе про агрессию в отношении пожилых с татуировками и сигаретами, мне хочется узнать, откуда возникает эта злость. Казалось бы, тату на чужом теле никак на него не влияет. Что так пугает, что нужно напасть? Скорее всего, социальные требования и тот контроль организуют жизнь людей, делают ее понятной и безопасной. Когда появляется такой выбивающийся человек, он становится угрозой. Такие воспринимаемые угрозы выливаются в сдвиг к консервативным убеждениям как раз потому, что они позволяют что-то противопоставить «нарушителю» и защитить себя.